?

Log in

No account? Create an account
acantharia

November 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Сара Керриган

Классификатор сцен смерти

В любом фильме сцена смерти, если она там есть, одна из самых ярких, насыщенных по содержанию и воздействию на зрителя. То, как герой встречает смерть, многое может поведать о нем так что для больных СПГС это просто подарок.
Обычно сцен смерти в фильме не так много. Исключение составляют ужастики и военные фильмы, но в них оные сцены, как правило, однообразны - все погибают примерно одним способом при одних обстоятельствах; а также и драматически обеднены: тут важен ужас массовой бойни, а не личные отношения персонажа со смертью, и основная драма в ужастиках и военных фильмах сосредоточена в душах выживших, а не погибающих.
"Изгой-один" - редкий случай, который, как военный фильм, состоит из сцен смерти чуть меньше чем полностью, при этом они демонстрируют удивительное разнообразие и яркость, свойственные больше драматическим фильмам. Хоть классификатор составляй.


1. Лира Эрсо. Тупая смерть. Герой мог бы и не погибать, но сам нарвался без уважительных причин. Увы, бывает и такая. Её, видимо, специально поместили в начало, чтоб не портить вкус последующего.
Где можно увидеть: в любом неудачном фильме.

2. Со Геррера. Смерть уставшего убегать. Смирение. Она давно гонится за ним, но он всё уворачивается, уворачивается… в какой-то момент у него просто не остается сил сопротивляться фатуму.
Где можно увидеть: Muse - Isolated system (клип).

3. Гален Эрсо. Смерть побежденного, который, зная, что проигрывает, подготовил тайную отсроченную месть. Такому персонажу на самом деле уже давно безразлично, выживет он или погибнет; не всё равно ему только исполнение своей мести, но, к сожалению, он не доживает, чтоб увидеть, и в смерти его единственное утешение – призрачная надежда, что план исполнится без его участия, хотя гарантий этого нет. Враг злорадствует и торжествует, ответить ему нечем, потому что рассекретить свою месть – значит провалить ее. Таким образом, приходится принять ultimate defeat, чтоб посмертно одержать ultimate victory.
Где можно увидеть: «ГП-8» Северус Снейп.

4. K2SO. Смерть под натиском. Один против зерг-раша, но отступать нельзя, потому что за спиной – те, кого надо сберечь любой ценой. Чуда не случается, зерг-раш, естественно, побеждает – закидывает шапками, но то, сколько герой стоял, способно восхитить даже его врагов.
Где можно увидеть: «Миф» Джеки Чан.

5.1. Чиррут Имвэ. Самопожертвование во имя спасения. Герой выступает один против превосходящего врага, поэтому знает, что погибнет, однако расплата его не волнует: просто он знает, что надо сделать что-то, что спасет остальных, идет и делает это. Точнее всего состояние героя и зрителя описывают слова Джеффри Синклера: «Всю мою жизнь меня мучили сомнения, кто я, где моя родина. А теперь я подобен стреле, выпущенной из лука: ни сомнений, ни колебаний – цель ясна, путь открыт».
Где можно увидеть: «Матрица» Нео. «Гран Торрино» Уолт Ковальски. «Дорога ярости» Накс.

5.2. Гибель спасителя, который только что совершил невозможное. Все уже отчаялись, все уже решили, что вот и пришел кирдык, но тут появляется он и делает такое, что у всех челюсти на пол падают. И вот он стоит, «весь в золоте и лучах солнца» (ц), а в следующий миг…
Где можно увидеть: «Царство тьмы» Локи.

6. Бодхи Рук. ВНЕЗАПНО. Когда ничто не предвещало, она выскакивает из-за угла и – оп! – вы уже там. Герой даже не успевает ничего понять, а зритель словно получает укол раскаленной иглой.
Где можно увидеть: «Миссия Серенити» Уош. «Дорога ярости» Великолепная Ангарад.

7. Бейз Мальбус. Гибель того, кто потерял всё и ищет смерти. Некоторые на его месте совершают самоубийство, но воин и так все время играет со смертью, и ему достаточно просто на автомате продолжать делать то, что он делал всю жизнь. Эта последняя битва – уже не ради победы, а сама ради себя. Его ведущий мотив – безразличие к себе и врагам (вернее, их количеству, которое он успеет завалить, прежде чем всё кончится).
У зрителя может возникнуть ощущение, что смерть Бейза единственная не подчинена общей цели. Он погибает не при исполнении миссии и не в связи с ней, просто бредёт, куда глаза глядят, надеясь, что его найдет смерть. На самом деле, миссией такого героя была вся его жизнь. Бейз – защитник, его задача и [вселенское] предназначение – сохранить своих спутников до момента Х, когда они выйдут из-под его опеки, чтоб исполнить свои миссии. С этого момента он больше не несет за них ответственности, и его миссия заканчивается. А потом они все погибают, и защищать больше некого. Жизнь становится пустой, а значит, перестает отличаться от небытия.
Где можно увидеть: «Бишунмо» Ю Чинха.

8. Директор Кренник. Смерть пилившего под собой ветку, копавшего вокруг себя бездну, создателя чудовища, которое, ожив, убивает своего творца. "Кто с мечом придет, от меча и погибнет".
Где можно увидеть: странно, казалось бы, ситуация распространенная, но на ум не идет ни одного примера. Разве что Саурон, но с натяжкой. М.б. "Кунфу-панда 2" лорд Шэнь. "Макбет" Макбет. Но они, конечно, пилили под собой ветки, но не создавали чудовищ, от рук которых потом бы погибли. Просто получили по заслугам.

9. Кассиан Андер и Джин Эрсо. Смерть после победы, когда вроде бы как забрезжила надежда на спасение. Вроде выиграли, но от смерти все равно не уйти. Она приходит, когда всё кончилось, совсем с другой стороны, чем ждали.
Где можно увидеть: «Нечто» последние полярники.


За Лиру Эрсо реально обидно. Ясно же, что сценарист талантливый; так зачем было настолько тупить эту тетку, если так классно сделали всё остальное? Для коллекции, типа "в кино и такое бывает"? Ведь есть еще один жуткий тип сцен смерти - казнь невиновного, который вполне мог бы состояться при ее участии, если бы ее не сделали такой дурой, что и не жалко.

Comments

П. 5.1 - Уолт Ковальски в "Гран Торино"
П. 8 - классика - это, конечно, Франкенштейн. И Дракула :-)
! И как только я могла не вспомнить "Гран Торрино"! Добавила, потому что один из самых ярких примеров.

Франкенштейн - да, но это не кино, а литература. Высококачественных экранизаций его не видела.

Edited at 2017-02-13 12:38 am (UTC)