?

Log in

No account? Create an account
acantharia

November 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
acantharia

душекопательство

Иногда внезапно приходит мысль - стройная и длинная, хватай ее за хвост и налепляй на лист бумаги, и получится отличное сочинение. Слова сами складываются в голове сразу в цельный текст, сразу все целиком. Лишь бы успеть записать, потому что вскоре они рассыпятся и никогда больше не соберутся. Не успеешь записать возникшее в голове сочинение - и будешь тупить над ним часам и днями, но даже двух абзацев связать не сможешь.
Боюсь, и щасс получилось именно так.

_______________________________________________________________


Хотела я написать про отношения Эрже и Тинтина. Но мысль, пришедшая ко мне с утра, рассыпалась, и теперь получается коряво, так что я никак не могу испытать удовлетворение.

Мысль состоит в следующем.
У Эрже не было детей. Не потому, что не хотел, а потому, что не мог (википедия говорит о каких-то нажитых серьезных проблемах со здоровьем). А Тинтинокомиксы заместили ему то, чего он оказался лишен.

Вообще, онтогенез. Занялась очередным перечитыванием Тинтинокомиксов (ибо удалось заинтересовать Доку), и в этот подход мне интересны уже не приключения, а эмоционально-психологический фон, скажем так - невербальное послание о отношениях Эржэ со своим детищем. А его там много. Эти комиксы - как музыка: музыка очень много сообщает о том, что происходит во внутреннем мире композитора, минуя всякие слова.
В официальной тинтиноведческой среде считается, что из всей серии самым "личным, интимным" альбомом Эрже является "Тинтин в Тибете": мол, в этом альбоме личность самого Эрже, его собственное состояние души видно яснее всего, и какбэ "прёт изо всех щелей". А я говорю: личность Эрже, состояния его души из каждого комикса бьют фонтаном, просто они всё время разные.

Примерно с середины сериала становится отчетливо видно превращение Тинтина из злостебучего альтер-эго Эрже в сферическую отцовскую гордость в вакууме. "Примерно середина" - это, по внутренним ощущениям, где-то в районе Инковской дилогии. Теперь смотрим список (в скобках - возраст Эрже):

Тинтин в стране Советов, сентябрь 1930 (23)
Тинтин в Конго, июль 1931 (24)
Тинтин в Америке, ноябрь 1932 (25)
Сигары фараона, октябрь 1934 (27)
Голубой лотос, сентябрь 1936 (29)
Сломанное ухо, ноябрь 1937 (30)
Черный Остров, ноябрь 1938 (31)
Скипетр короля Оттокара, январь 1940 (32)
Краб с золотыми клешнями, ноябрь 1941 (34)
Таинственная звезда, декабрь 1942 (35)
Тайна «Единорога», октябрь 1943 (36)
Сокровище Красного Ракхама, ноябрь 1944 (37)
7 хрустальных шаров, сентябрь 1948 (41)
Храм Солнца, сентябрь 1949 (42)
Тинтин в стране чёрного золота, декабрь 1950 (43)
Пункт назначения — Луна, сентябрь 1953 (46)
Путешественники на Луне, август 1954 (47)
Дело Турнесоля, октябрь 1956 (49)
Акулы Красного моря, июль 1958 (51)
Тинтин в Тибете, январь 1960 (52)
Драгоценности Кастафиоре, январь 1963 (55)
Рейс 714 на Сидней, январь 1968 (60)
Тинтин и Пикарос, январь 1976 (69)
Тинтин и Альф-Арт, октябрь 1986 (посмертный, умер в 75)

Бинго! "Семь хрустальных шаров" - это 13й альбом, то есть действительно геометрическая середина, и написан он, когда Эрже перевалило за 40. Люблю, когда теория подтверждается практикой.

На что обращать внимание?
Сложно, сложно. Нужен комплексный подход. Разумеется, Эрже не мог сознательно на конкретных примерах показывать конкретные аспекты своего отношения ("Вот эту сцену я добавлю, чтоб показать вам вот эту мою эмоцию, а эту сцену - чтоб показать ту эмоцию"). Дело, скорее, в общем характере подачи, а такие вещи сложно вербализовать. Повторюсь, это как музыка: ее надо слышать, а если не слышите, то никакие слова не донесут смысла. Пожалуй, это что-то сродни http://bigstonedragon.livejournal.com/1151571.html http://acantharia.livejournal.com/427627.html "Тем, кто сталкивался, понять; тем, кто не сталкивался, не понять".
И всё же, на что обращать внимание?
Просто попробуем представить, как должен родитель относиться к своим повзрослевшим детям. Для него они всегда останутся мимимиленькими деточками, нуждающимися в заботе, защите и поучениях, сколько бы лет им ни было. Это не исключает, что второй половиной своего нутра он будет видеть, какими людьми они стали, и увиденное будет вызывать восхищение и гордость за то, что именно он является родителем такого человека.

Примерно к 13ому тому устанавливается характерное смешанное отношение к Тинтину, с одной стороны, как к ребенку, с другой стороны, как к старшему, - отношение, демонстрируемое не отдельными персонажами, а вообще всеми, всей тинтиновселенной. Ни у одного персонажа нет с Тинтином равных отношений как двух взрослых, верней, двух сверстников.
К тому же 13ому альбому складывается и окончательный состав персонажей. Они с этого момента работают ретрансляторами личности Эрже. Он перестал отождествлять себя с Тинтином, и ему понадобился инструмент взаимодействия со своим героем. Именно поэтому он окружил его пожилыми товарищами: он сам достиг этого возраста, эта психология, надо думать, стала ему ближе и понятнее, так что именно эти персонажи начали теперь претендовать на статус альтер-эго. Настолько, что стал возможен экспериментальный альбом "Пункт назначения - Луна", в котором Эрже попытался обойтись вообще без Тинтина... и тут-то и выяснил, что без него жизни нет. Но только всё, связанное с ним, оказалось переосмыслено.
Если раньше смертельный риск, которому подвергается Тинтин, не воспринимался всерьез, был предметом шуток и способом развлечься, то теперь за него боятся и переживают. Так в молодости человек занимается экстримом ради острых ощущений, не думая о последствиях, а потом, повзрослев, волнуется за своих детей, не убьются ли те, занимаясь экстримом, хотя, конечно, второй половиной души он безумно горд, потому что типа "все в меня".
Супергеройские способности Тинтина раньше, опять же, были предметом стёба, а теперь вдруг стали предметом гордости и восхищения. Если раньше "он был скаутом, поэтому в одиночку порвал всю американскую мафию", то теперь "мой мальчик был скаутом, поэтому спас Лунную миссию". Чувствуете разницу? (впрочем, да, без знания всех обстоятельств почувствовать разницу сложно).
И вообще, сами приключения в ранних альбомах затевались ради острых ощущений, а в поздних всё больше ради чьего-то спасения. Даже с учетом того, что Тинтин никогда не ищет приключений, они сами валятся ему на голову, всё равно в начале сериала иной мотивации, кроме получения удовлетворения, у него нет, а ближе к концу он приключается потому, что не может не выручать попавших в беду или не выполнять возложенный на него долг. И снова это смутное ощущение личного присутствия Эрже, который весь такой:



Эрже внезапно уделил более пристальное внимание душе Тинтина. Ему захотелось увидеть Тинтина не только Дядей Марио в Грибном Королевстве, но и человеком, которому бывает плохо - рыдающим по погибшему другу, болеющим, падающим от изнеможения - словом, в таких ситуациях, когда хотелось бы жалеть и утешать его, и/или воспламеняться желанием разорвать его обидчиков на кусочки.
Изменился даже стиль его изображения



из аляповатого, угловатого, тощего смайлика на ножках в невероятное сочетание младенческого облика и зрелой стати взрослого человека. Во всем сериале он единственный персонаж, к которому Эрже относится серьезно. То есть, конечно, продолжает пошучивать, но не высмеивает как личность. На первый порах высмеивал. С определенного момента перестал.

В Тинтинокомиксах почти нет женских персонажей и совсем нет любовных линий. Почему? Потому что комиксы вообще не об этом, сюда вложены чувства совсем иной категории. Родители в любовные дела детей не лезут. Эрже использовал комиксы, чтоб созерцать свою мечту, а собственных любовных похождений ему хватало IRL, ему не нужны были вымышленные персонажи, чтоб подбираться к вымышленным же тетькам.
Опять же, почему Эрже запретил писать продолжения своего сериала? Потому что у него с сериалом слишком личные отношения. Для него это как отдать любимого человека каким-то непонятным встречным-поперечным, которым всё это надо только ради денег, славы, или просто "поматросить и бросить".

А теперь, возвращаясь к началам, почему я считаю, что это хорошо - что у Эрже не было детей? Потому что если б дети были, они бы постоянно сравнивались с идеализированной отцовской гордостью из комиксов, и они бы не выдерживали сравнения - просто потому, что они были бы другие. А потому были бы разочарованием.
Или же, наоборот, Эрже отдал бы им все, что им причитается - всю отцовскую любовь, радость, гордость, тревоги, - и фиг знает, осталось бы тогда что-нибудь для комиксов. А значит, появились бы на свет те книги, которые появились. Это своего рода случай Фриды Кало, когда личная трагедия человека оборачивается неоценимым культурным приращением для остального человечества.

Comments