?

Log in

No account? Create an account
acantharia

November 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
acantharia

6. Мировоззренческая роль науки в европейской культуре Возрождения и Нового времени (Коперник, Бруно, Галилей, Ньютон).

начать, наверно, надо с того, что Возрождение считают периодом, когда появилась наука в современном понимании. Причины к тому называют разные: внутренне-научные (в средневековье типа считалось, что мир - это бренно и преходяще, и познавать его не надо, а теперь вера отделилась от разума, во главу угла встало "по образу и подобию" => может осваивать мир, и вобще мир - часть божественного замысла, и познавая его, можно приблизиться к Богу) (мне кажется, то, что я щасс написала - то чушь полная), и внешние (растущая экономика требовала новых технических средств; мореплавание затребовало более совершенную систему для расчетов положения небесных тел для нужд навигации, и т.п.).

Пежо в том, что я открыла уже несколько учебников, и во всех написаны только эмоции без фактов: "да-да, это было очень крутое время, произошли изменения [какие?], революция [в чем?], заложились основы [какие?], дало свету много титанов мысли [да в чем их титанизм-то?], и тэдтэпэ.

Продолжая свято верить в Бога, ученые мужи перестали воспринимать Священное Писание как буквальную истину, и стали изучать свойства мира "как они есть", а не "как они описаны в Писании". Пример - "Коперниканская революция", то есть замена геоцентрической системы на гелиоцентрическую. Идея о вращении Земли вокруг Солнца была ересью, противоречившей Писанию, однако это не мешало ученым мужам систематически развивать и продвигать ее, несмотря на то что все были добрыми христианами.

Больше тут и добавить нечего :(

О, вот еще можно добавить, что наука рассматривалась как средство увеличения власти человека над природой.

Comments

Одно замечание: вообще-то Писанию идея о вращении Земли вокруг Солнца или Солнца вокруг центра Галактики не противоречит. Поскольку сказанное в Библии допускает разные интерпретации - и вполне логично считать, что мир описан с точки зрения земного наблюдателя, человека (а для него, солнце, естественно, движется по небу), а не отвлечённо, для взгляда "из космоса". Однако на Тридентском соборе католическая церковь провозгласила, что никто не имеет права интерпретировать Библию, все попытки толковать её самостоятельно - ересь. Не задавались вопросом: почему Галилея судили за ересь, а труды Коперника спокойно публиковали? Я раньше думала (и так обычно пишут) - потому, что Коперник осторожней выражался. А сейчас просто посмотрела даты: Тридентский собор - 1545-1563, смерть Коперника - 1543 - и всё встало на свои места.

Если не по существу - согласна с вашим критическим отношением к Возрождению. У меня на то исторические причины :) Часто считают, что в тёмное мрачное Средневековье церковь всячески гнала науку, инквизиция сжигала на кострах еретические книги, самих еретиков, а также ведьм и т.д., а потом настало высокое и светлое Возрождение и всё изменилось. На самом деле известные процессы и казни инквизиции - это XIV век и позже: Возрождение и Новое время. Суд над Галилеем - XVII век, какое уж тут Средневековье! Более того: инквизиция появилась на бумаге в XII-м, а по факту в XIII веке, и только в 30-е годы XIII века получила право сжигать еретиков на кострах. Это самый конец Средневековья, его упадок перед началом Возрождения: до рождения Джотто остаётся лет тридцать. Ведьмами занялись ещё позже - в XIV-XV веках, т.е., как раз в самое цветущее Возрождение.

А до того, почти тысячу лет - с падения Рима (IV век) и до XIII века - никаких «костров и застенков инквизиции» в Средневековье не было. То есть практически на протяжении всего Средневековья. И опустошительных эпидемий чумы тоже (за исключением «Юстиниановой чумы» в VI веке, когда на западе ещё от разрушения Рима варварами не оправились). Вот в XIV веке - да, треть Европы вымерла. И жуткая антисанитария - примерно тогда же или позже: когда в городах перенаселение. XVI век ещё Варфоломеевской ночью отметился и войнами католиков с гугенотами; а большинство крестовых походов - это XIII век, «подготовка к Возрождению», так сказать. В общем, большая часть «ужасов Средневековья» происходили либо в то самое традиционно воспеваемое Возрождение, либо незадолго до его наступления.
"Одно замечание: вообще-то Писанию идея о вращении Земли вокруг Солнца или Солнца вокруг центра Галактики не противоречит"
Вот эту мысль как раз и пытались донести до общественности ученые эпохи Возрождения! Галилей говорил: Писание имеет другую цель, чем объяснить устройство Неба. Оно - для спасения души, чтоб указать ей путь на Небо, а не рассказать, как оно устроено. Как-то так, хотя я не мастер правильно формулировать в таких вопросах :)
Но в ответ на это Церковь сказала, что есть лишь одно правильное прочтение Священного Писания, это прочтение создано церковными богословами, и никаких иных прочтений быть не может, все они будут ересью (полагаю, это как раз на том самом соборе было?).

Я что думаю: что на самом деле в Средневековье движение мысли очень даже было. Пусть оно вращалось вокруг Писания, но ведь это тоже был путь, который надо было пройти. Появление Инквизиции как раз можно считать хорошим индикатором, когда движение прекратилось, и его сменил пресловутый догматизм. Таким образом, период "стояния" мысли занял всего 300 лет (XIII-XVI вв.), и из них 200 лет - с XIV века - приходится на Возрождение!
Но надо представить, как люди, даже просвещенные, тогда видели мир и историю. Ведь истории как науки не было, так как не было еще самого явления науки. Не было массового образования, не было интернета и общедоступных и обширных баз данных, как сейчас. Сам ритм жизни был гораздо медлительнее нынешнего. Если люди Возрождения видели костры еретиков, и _слыхали_, что такие костры были лет сто назад, им могло казаться, что это все Средневековье такое было. Что там на самом деле было в средневековье, они просто тупо не знали - исторически забыли. Как-то так :)
"Галилей говорил: Писание имеет другую цель, чем объяснить устройство Неба. Оно - для спасения души, чтоб указать ей путь на Небо, а не рассказать, как оно устроено."

Да-да, это мне просто в голову не пришло при ответе, но тоже думала написать что-нибудь в этом духе :)

"Я что думаю: что на самом деле в Средневековье движение мысли очень даже было."

Совершенно согласна - начиная с самого раннего Средневековья. Нашла, например, такую цитату из сочинений Блаженного Августина:
«Подобно тому, как в зерне невидимо содержится всё, что должно со временем развиваться в дерево, так следует нам представлять себе, что и мир, когда Бог сотворил все вещи, содержал в себе все вещи, которые земля произвела, как возможности и как причины, прежде чем они развились во времени такими, какими мы их знаем».
Во всяком случае, выглядит это как идея эволюции - и её непротиворечия вере в Творца. А спустя века об этом, видимо, тоже позабыли...

Правда, что хорошего происходит в Возрождение (помимо того, что обычно говорят о титанах и универсалах) - это очень быстрое распространение книгопечатания. Около полувека от изобретения до того, что оно распространяется по всей Западной Европе, и большинство писцов теряет работу (остаётся только переписывание отдельных богато украшенных манускриптов за большие деньги, т.е. рукописную книгу воспринимают уже как шедевр "ручной работы") - это практически современная скорость внедрения технологии.

Edited at 2016-05-21 10:20 am (UTC)