?

Log in

No account? Create an account
acantharia

November 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
acantharia

ex machina

Долгие перелеты имеют одно достоинство: позволяют кинематографически обогатиться фильмами, которые в прочих условиях я бы не стала смотреть. Именно к таким фильмам относится прошлогодний англицкий опус "Ex machina". Номинант и частично победитель "Оскара", между прочим, и лауреат тучи конкурсов и наград (пруф).

Что тут скажешь? Фильм - полное собрание клише из фантастики про искусственный интеллект.
В глухом-преглухом бункере в далеко-предалекой глухомани, до которой надо несколько часов лететь на вертолете, а потом еще -дцать километров топать через лес по бездорожью, живет Очень Гениальный Безумный Ученый, такая пэтэушная версия Мистера Фриза, которая выглядит вот так

то есть внешне больше похоже на гнома - коренастый, широкий, и с очень модной нынче бородой. Он не только гениальный гений, но еще каждый день делает зарядку занимается боксом и нажирается в зюзю пивом с водкой.
В свободное от бокса и водки время он на коленке, из говна и палок подручных материалов, в обстановке строжайшей секретности собирает Искусственные Интеллекты и помещает их в Человекообразные Тела. Потому что всё остальное человечество - идиоты, они никак не могут догадаться, как правильно собрать машину, чтоб в ней пробудился разум, и только один Гениальный Гений в далекой-предалекой глухомани догадается и, принципиально изменив схему, соберет не то что компьютер, а настоящий Кристаллический Мозг. Никому ни слова об этом не сказав.
Тела он тоже ваяет такие, что все остальные конструкторы человечества плакали бы от зависти, прознай они, какого уровня технологии тут творятся. Внешний вид, голос, функциональность конечностей, координация движений, мимика - полное человекоподобие, так что робота в полном облачении от человека не отличишь. Правда, под тонким слоем "кожи" тело робота представляет собой полую стеклянную посудину, внутри которой находится металлический скелет. Почему стеклянная посудина настолько пластична, что может двигаться, как человеческое тело? Фиг знает. Как он добился такой высокой функциональности при таком количестве пустого пространства внутри? Фиг знает.
Организм робота модульный. "Кожа" наклеивается на стекло, как наклейка; отсутствуют "приводы", "нервные окончания", которые могли бы передавать на нее движения. Как при этом осуществляются мимические движения? Фиг знает. Все части тела могут легким движением руки отделяться и заменяться на новые, как насадки на блендере. Как при этом осуществляется настолько тонкий контроль движений, что робот обладает мелкой моторикой, способен писать и рисовать? Фиг знает.
Одного только этого уже достаточно, чтоб понять, какой падлой является на самом деле наш Гениальный Гений. Ведь миллионы людей в мире нуждаются в протезах и страдают от того, что современная техника ограничена в функциональности; а эта зараза сидит себе в глухомани и нигугу.
Кстати, откуда у него деньги, чтоб соорудить себе посреди леса такой бункер, обставить его по последнему слову техники и интерьерной мысли и заняться в нем конструированием человекообразных роботов с искусственным разумом? Фиг знает. Откуда он берет еду и хоз.товары первой необходимости? Фиг знает.

И вот, Гениальный Гений приглашает к себе первого попавшегося студентика устраивать своему творению тест Тьюринга. Отсюда и далее начинается паноптикум морально-психического уродства.

Гениальный Гений подозревает, что имеет дело с разумным существом, и, тем не менее, держит его взаперти в специально изолированном помещении внутри бункера, и любые контакты с ним позволяет лишь через решетку стекло.

Видимо, специально, чтоб существо посильнее распсиховалось. Вообще, эта нездоровая тенденция примелькалась в западных фантастиках: если у нас есть существо, которое мы считаем потенциально опасным для общества, давайте посадим его в одиночную банку и потретируем посильнее, чтоб у него окончательно крыша уехала и оно, выйдя на свободу (а в банках обычно сидят существа настолько могущественные, что их побег - лишь вопрос времени), возненавидело ффсех и возжелало всеобщей крови. Вспомним сюда же и Беллатрикс Лестрейндж, и Магнето, и чокнутых космонавтов из "Интерстелляра"...

Далее, как выясняется, Гениальный Гений только прикрывается созданием ИИ, а на самом деле всего лишь ваяет сексуальную рабыню для себя.
Вообще, при первом же явлении робота нельзя не задаться вопросом: если вся соль в создании и испытаниях ИИ, зачем было наделять робота сиськами, задницей, гуппками и глазками? Гения даже спросили об этом прямым текстом. Гений наплёл в ответ несусветную чушь про то, что "разумное существо должно быть социальным, а социальным тварям надо о чем-то общаться, поэтому они должны быть двуполыми" [*без разнополости им, конечно, поговорить будет не о чем, ага*].

И тут уже встает вопрос о моральном облике приглашенного студентика. Ведь после таких открытий, возможно, имеет смысл объявить о прекращении эксперимента, свалить восвояси и поднять шухер на весь мир, забив на договор о неразглашении. Хочется пожертвовать собой ради спасения робота - вот и пожертвуй. Пусть тебя посадят, зато вопрос о разумности ИИ будет решать не желторотая школота, а коллегия НИИ.

Гениальный Гений хочет, чтоб его машина прошла тест Тьюринга, то есть убедила человека в том, что она разумна. Приглашенного студента она убеждает демонстрацией эмоций и флирта. Самого Гения она убеждает тем, что разрабатывает план по использованию студента для организации побега; то есть сама себе ставит цель сбежать, сама придумывает план влюбить в себя студента, чтоб заставить его помочь, и успешно влюбляет.
Да вот только на самом деле она не сама это всё делает. Эксперимент был заранее спланирован Гениальным Гением, и робот специально создавался им для прохождения этого квеста. Женские причиндалы и специфическое поведение специально приделаны роботу для того, чтоб быть примененными именно в этих целях. То есть итогом получился не разум, а хорошая модель одной отдельно взятой схемы поведения. Когда робот проходит квест, выбирается из бункера и приходит в город, он стоит, как вкопанный, и тупо смотрит перед собой на идущих куда-то людей - потому что квест пройден, программа закончилась, а своего целеполагания у робота нет, и вот он бездейственно "повис". Эта сцена, кстати, намекает, что создатели фильма все-таки не совсем безнадежны и что-то да поняли.
Но можно было бы посильнее сюда акцент сделать, ведь можно было наглядно проиллюстрировать реальное состояние дел в области конструирования искусственного интеллекта у современного человечества. Дело в том, что сколько бы ни совершенствовали машины, какие бы мощности им не прокачивали и каким бы навыкам ни обучали, любая программа является моделированием отдельно взятых функций из человеческого мозга. Взять, к примеру, недавно прошедшую новость о том, что некая программа IRL сумела пройти тест Тьюринга: ведь это не создание искусственного разума, это создание генератора ответов в чате, несколько десятков лет потрачено на создание алгоритма прохождения одной отдельно взятой задачи. В шахматы она играть, полагаю, она не умеет. А та программа, которая умеет играть в шахматы, не умеет чатиться. Это раз. А во-вторых, ни у одной такой программы нет собственного целеполагания [программирования своего поведения]. Даже животные, которых мы считаем неразумными, сами разбираются, чего они хотят и что надо делать для того, чтоб получить желаемое. Компы этого делать, хоть убей, не умеют, даже те, которые умеют чатиться. А это значит, что до настоящего искусственного разума нам даааааалеко, какие бы хорошие имитаторы мы ни собирали.

Вобщем, какие ощущения остаются в конце фильма?
Наверно, нам хотели показать, как человек создает Цуперского Постчеловека, и Цуперский Постчеловек мочит своего создателя, аки Бог создал Человека, и Человек убил Бога. Но вместо этого из робота получился, увы, весьма жалкий и неприятный недочеловек, который хочет, очень хочет стать настоящим человеком, даже обшивается муляжом кожи и наряжается в кружевное платье чтоб увеличить сходство, но все равно остается неполноценным. Создатель у него тоже тот еще ушлепок. Так что одно чмо шлепнуло другое чмо, и никого не жалко.
Еще, наверно, у нас хотели вызвать жалость к судьбе студентика, оставшегося взаперти в бункере. Но, во-первых, дураков не жалко. Во-вторых, ясно, что роботу в скором времени потребуются запчасти и подзарядка, так что ему придется вернуться.

Comments

>> Наверно, нам хотели показать, как человек создает Цуперского Постчеловека, и Цуперский Постчеловек мочит своего создателя, аки Бог создал Человека, и Человек убил Бога.
В «Бегущем по лезвию» (начало 1980-х) эта тема была канонiчно раскрыта, хотя глубочайшего СПГС вокруг этого фильма я так и не поняла.

(А исчо, хотя я не собралась в своё время об этом написать, в старых фильмах («Крикуны», «Киборг 2. Стеклянная тень»…) существовала тенденция, снимая кино про киборгов/роботов, снимать на самом деле про ОБВМ какого-нибудь органического типа («Бегущий по лезвию» тоже не совсем без того). При стремящейся к нулю субъектности у кибера.)

А про конкретно этот фильм («Ex machina») слышала, но поглядеть так и не добралась. Надо будет как-нибудь посамообразовываться…

Edited at 2016-05-05 07:20 am (UTC)