?

Log in

No account? Create an account
acantharia

November 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
acantharia

"Писака"

Лейтмотивом через фильм проходит мысль, что "Истинное Я" приобретается в боли и мучениях. Мол, надо сжечь в себе все напускное и искусственное, очиститься, и тогда высвободится Настоящее, которое гораздо круче напускного. Так удастся вырасти над собой, стать чем-то бОльшим. В фильме идея доведена до крайности: герои в прямом смысле втыкают в себя электрод и сжигают всё лишнее ударами тока огромной мощности.
Сильно перекликается с Вачовским "V". Там Натали Портман тоже очищалась и обнаруживала свое крутецкое Истинное Я, подвергаясь пыткам. Как и сам V, кстати. А из еще более древнего вспоминается суд Ворлонской инквизиции над Деленн.

Интересно, может ли такой подход уходить корнями в христианство? Иисус Христос ведь, вроде как, тоже подвергался мучениям и посредством этого обнаруживал свое Истинное Я. Из учения о наличии у человека Чистой и Доброй Души, которая лишь под пагубным влиянием извне (то есть из общества) опускается, тянется традиция подвергать людей некоторым видам жестоких наказаний.
Скажем, длительное одиночное заключение придумали, исходя из идеи, что если надолго изолировать человека от тлетворного влияния общества, то все плохое из него какбэ испарится, и останется только Доброе и Чистое Истинное Я. Только после того как много-премного людей, вместо того чтоб очиститься, свихнулись, стало ясно, что под воздействием мучений плохое не очень-то испаряется, а вот хорошее, наоборот, уходит.
Электрошок в психиатрии - в ту же степь. То, что остается после него, может быть более цельным, чем то, что было до, - просто потому, что сгорели все "лишние" элементы, которые не интегрировались в единое сознание. Но это цельное будет меньше того, что было до; и вместе с "лишними" элементами уходят также и способности с дарованиями. Примеров тому немало.

Тут, видимо, надо различать трудности/испытания и настоящие мучения. Разница - в травматичности; в том, что есть некий порог, когда неприятное воздействие превращается в травмирующее. Трудности вызывают негативные эмоции, поэтому могут некоторыми восприниматься как мучения; однако они не вторгаются в мозг и ничего там не ломают, ничего оттуда не выпиливают. Но с определенного уровня воздействие начинает вторгаться в биохимию и разрушать связи. После этого изменения станут регрессивными по характеру и необратимыми.

Но стало ясно это, видимо, не сполна и не всем, потому что идея в культуре по-прежнему сидит и то и дело всплывает в хороших произведениях искусства.

В такие моменты понимаешь, как много дал человечеству вот этот болтолог: "Если человек черпает все свои ощущения, знания и т. д. из внешнего мира и из опыта, приобретаемого от этого мира, то надо, стало быть, так устроить окружающий его мир, чтобы человек получал из этого мира достойные его впечатления, чтобы он привыкал к истинно человеческим отношениям, чтобы он чувствовал себя человеком. Если правильно понятый личный интерес есть основа всякой нравственности, то надо, стало быть, позаботиться о том, чтобы интересы отдельного человека совпадали с интересами человечества. Если человек не свободен в материалистическом смысле этого слова, то есть если его свобода заключается не в отрицательной способности избегать тех или иных поступков, а в положительной возможности проявления своих личных свойств, то надо, стало быть, не карать отдельных лиц за их преступления, а уничтожить противообщественные источники преступлений и отвести в обществе свободное место для деятельности каждого отдельного человека. Если человеческий характер создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать эти обстоятельства достойными человека"

И как плохо, что его репутацию омрачили всяким ленинизмом и искусственным коммунизмостроением, в связи с чем на Западе, видимо, его не очень жалуют-и-читают.

Comments

По ходу дела, производство над кем-то мучений подразумевает наличие активного мучителя, и, так сказать, соблюдается баланс возвышения и падения душ.

Это я иронизирую, если что.
Идея в том, что человек, много чего переживший, лучше представляет, что такое страдания и скорее посочувствует, а по возможности и поможет другим, оказавшимся в сложной ситуации.
Это, может, не очень корректно сравнивать, но у меня склонность сочувствовать людям в мрачный подростковый период была на максимуме, а теперь с ростом благополучия какой-то житейский цинизм появился =/.
я как раз и пытаюсь проводить грань между испытаниями, которые закаляют, и мучениями, которые разрушают. Сложности только до какого-то уровня интенсивности учат сочувствовать, а по прохождении определенного порога начинают разрушать мозг.
Кажется, в случае ребёнка деструктивное влияние страданий легко заметно (дети-"маугли", госпитализм и т.д.). А когда чел уже как-то сформировался, всё запутывается.