Женская имперсонация графа Дракулы (с) (acantharia) wrote,
Женская имперсонация графа Дракулы (с)
acantharia

Categories:

Интерстелляр

Краткое резюме: фигня.

Если подробнее: картинка - 4, сюжет - 3. Итого 3+/4-.

Еще подробнее:

1) Сатурн, кротовина и чОрная дыра - это хорошо; пейзажи экзопланет тоже впечатляют. НО ХДЕ ЭТО ВАШЕ ТРИДЭ???????????????????!?!?!?!?!?!?!?!!! Блин, ерунду всякую в тридэ показывают, а фильмы, в которых оно необходимо, как воздух, его нет. Нет, понимаете ли, режиссер стоит в позе, он типа слишком серьёзен, чтоб играть в эти детские игры.
Почему Кэмерон сорвал банк? потому что не постеснялся снять фильм, пригодный для 3D, в тридэ. После "Аватара" я видела всего два фильма, подходящих для этого формата: "Sucker punch" и вот теперь "Интерстелляр". И оба двумерны! Непростительная ошибка. Космические пейзажи впечатляли бы в десять раз сильнее, если были объемны. Давали бы почувствовать всю глубину космической бездны.

2) Ну ладно, фиг с ним, даже без тридэ Сатурн и релятивистские объекты выглядят щикарно. Но они появляются на экране на 5 секунд! Вот буквально: пшик - и всё! и корабль улетел. Тем печальнее отсутствие тридэ: оно усилило бы производимое впечатление и позволило сократить время демонстрации красивостей без потери величественности. А так - ну, мелькнул там Сатурн на заднем плане... Как-то это слишком быстро, суетливо для космоса. В космосе всё должно быть медлительно, плавно и величественно, чтоб подумать о вечности в этот момент...

3) Это было объяснение, почему за картинку не 5, а 4. Теперь о сюжетной составляющей.
ЕСЛИ НА ПЛАНЕТЕ НЕ ХВАТАЕТ РЕСУРСОВ НА ТО, ЧТОБ ПРОКОРМИТЬ НАСЕЛЕНИЕ И ОБУЧИТЬ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ, ТО НИ НА КАКИЕ КОСМИЧЕСКИЕ МИССИИ РЕСУРСОВ НЕ БУДЕТ. Всё. На этом фильм можно смело закрывать. И никаких "но".
Если вы не можете вырастить урожай на Земле, как вы можете рассчитывать вырастить урожай на голой каменюке с ядовитой атмосферой, или на жестянке, болтающейся по космосу вдали от Солнца, где нет тепла и света, чтоб производить достаточно биомассы? Жизнь прёт в новые местообитания лишь в одном случае: когда на старом местообитании она бурлит и бьет ключом. Это как избыточное давление. Жизнь как бы "выплёскивается из котла", постоянно подпитывая популяцию первопроходцев до тех пор, пока те не освоятся как следует и не начнут самообеспечиваться ресурсами, получаемыми на новом месте. Именно так биота выходила из моря в атмосферу, и - это я вам говорю как биолог - именно так будет выходить из атмосферы в космос. А если в родной колыбели кризис и вымирание, ресурсов не хватает даже на самоподдержание, то лезть на новое место не только бессмысленно, но попросту НЕВОЗМОЖНО.
Впрочем, это в фильме и наблюдается. Ну, построили они эту миссию на пределе последних сил. Ну, добралась она куда-то. А дальше что? И зачем вообще? На новом месте голый ядовитый камень, безжизненный и беспощадный. В Солнечной системе, мол, нет планет, подходящих для расселения людей... а эти каменюки, что ли, более подходящие? Осваивать их без поддержки с Земли - безнадежное занятие. Нужно приличное терраформирование, которое не сможет провести один человек (да даже четверо или пятеро, не важно). Да, блин, у них целое человечество не может "терраформировать" Землю - хоть и подсыхающую, но живую! А они надеются, что один человек оживит мертвую пересушенную пустыню?!?!?!
Что ж, реакция персонажей на ситуацию, в которую их поставили, совершенно правильная: они все постепенно впадают в глубокое, чОрное отчаяние, по мере того как приходят к пониманию тщетности своей затеи. Я их понимаю. И доктора Манна, лишившегося рассудка после десятков лет глубокого одиночества в ледяной пустыне. И профессора Бранда, который сначала был весь на энтузиазме, "план А, план Б" и всё такое, а потом, не сумев написать уравнение, которое спасло бы человечество, отрекся от собственной жизни, по сути проклял самого себя, обвинив себя во всех смертных грехах, будто он, мол, обманщик, он предал оставшихся на Земле людей и блаблабла. Знаете, мне показалось, что он ИСКРЕННЕ верил в План А, но 40 лет молчания из космоса и неудач в науке сломили его, заставив переоценить все свои труды, будто всё это был обман и напраслина. И собсна, главного героя, отчаянно пытавшегося отговорить самого себя от участия в миссии. И было очевидно, что остальные герои все катятся примерно в том же направлении.
Временное облегчение агонизирующему человечеству принесло открытие доктора Купер; однако сами подумайте, что это за спасение: несколько тысяч человек в консервной банке, без культуры и синего неба над головой. Даже если это лучшие из лучших... представьте себе такую модельную ситуацию: какой-нибудь университетский городок - даже если самый понтовый, какой-нибудь Оксфорд или Гарвард - взять да и накрыть куполом, который полностью отрежет его от остального мира. Сможет его популяция преумножить, да и просто сохранить цивилизацию человечества? ВСЕГО человечества во всем его многообразии и плодотворности?

4) Отдельные мрачные мысли вызывает судьба доктора Бранд. Вершина цинизма, я бы даже сказала, довольно злобная издёвка: чел, который пожертвовал собой ради ее спасения, в конечном счете оказался весь в шоколаде, а та, ради которой он жертвовал собой, оказалась в глубочайшей жопе.
Как с ее позиции выглядит ситуация, в которой она осталась? Земное человечество обречено, если только провалившимся в черную дыру не удастся что-то оттуда передать - а вероятность этого крайне мала. Все члены миссии "Эндьюранс" умерли, и она, таким образом, осталась последней из людей. На планете Эдмундс она, скорее всего, обнаружила мумию своего любимого, поскольку прошло N десятков лет между стартом первой экспедиции и миссией "Эндьюранс", + 23 года, потерянных во время первого сближения с черной дырой, + 60 с лишним лет, потерянных во время второго сближения. В общем, целая жизнь. Тот же Купер, оставив на Земле 10-летнюю дочь, по возвращении застал столетнюю старушку, при том что ее жизнь берегла какая-никакая земная медицина; очевидно, что у человека, оторванного от Земли на столько лет, нет никаких шансов.
У Бранд есть с собой банк яйцеклеток; однако проку от него примерно зеро, так как это лишь генетическая информация, но не культурная. Кормить эти яйцеклетки, если они превратятся в человечков, нечем: планета оказалась очередной каменной пустыней. Популяция, воссозданная тут, развиваться не сможет, а уж искать пути улучшения своего положения - и подавно, поскольку научной школы у Бранд с собой нет.
Так что если у нее есть хоть немного здравомыслия, она покончит с собой, хотя может сделать это мягко, на манер Манна, положив себя в анабиоз без даты пробуждения. С другой стороны, только что виденный яркий пример обезумевшего Манна может убедить ее свести счеты с жизнью более бескомпромиссно.

5) Далее.
Подавляющее большинство ораторов, выступающих в тынтырнетах, пеняют фильму на научную и фантастическую составляющую. У меня, безусловно, тоже нашлись придирки по этой части, однако они оказались иными, чем у других интернетчиков.

Червоточина - круто. Черная дыра - круто! А падение в неё - вообще суперкруто!
Покованные люди скажут, что нельзя упасть в дыру целиком, т.к. еще на подлете падающее тело разорвет приливными силами? ОК. А я где-то читала про приливные силы у черных дыр следующее: приливные силы, как известно, рвут тело в том случае, если сила, действующая на ближайший к дыре конец тела больше силы, действующей на дальний конец тела; но если чОрная дыра сверхмассивная, то разница в силах, действующих на дальний и ближний концы будет ВНЕЗАПНО несущественная, и поэтому не то что космоплаватель, но даже целая звезда может уйти под горизонт событий такой дыры целиком, неразорванная.
А что будет там внутри, не знает никто. Физики говорят разное и противоречивое, начиная с того что под горизонт вообще нельзя попасть, кончая тем, что попасть можно, но только не в виде материального объекта, сохраняющего целостность [да еще и жизнедеятельность]. Но вообще, это непредсказуемо, так как внутри дыры не действует нормальная физика. Так что, я считаю, здесь художник имеет право на вольную фантазию даже в строго научно-фантастическом фильме.
Космонавт попал в неведомую многомерную хреновину? Отлично! Не, ну правда, среди речей физиков звучали и такие, что внутри черных дыр возможны многомерные пространства. А тут еще такая перекличка с моей любимой темой... Как там, бишь?.. "Творится неведомая хрень? Это Тессеракт! Вырабатывается неведомая энергия? Это Тессеракт! Открываются двери в иные миры? Хмм... Тессеракт!" Так, значит, как отправить сообщение из черной дыры? Дык, Тессеракт!! Локи Асгардский гордился бы вами.
А то, что космонавт выскочил из дыры не через миллиард лет, а в то же время, из которого начал путешествие - лично меня не напрягает: сделано же допущение, что он внутри дыры обрел способность перемещаться во времени, как в пространстве; дополним его допущением, что он обрел способность найти выход из дыры не только нужной точке пространства, но и в нужной точке времени. Я где-то у физиков читала, что "белая дыра" выглядела бы как возникший в вакууме из ниоткуда извергающийся объект... Вот это и наблюдаем.

Планеты в системе черной дыры? Кто-то подкованный кидается тапочками; а я говорю: первые экзопланеты были открыты в системе нейтронной звезды, хотя такое считалось невозможным. Так что почему бы не быть планетам около черной дыры?
Ближайшая к дыре планета, с гигантскими цунами и эффектом замедления времени - прекрасно, прекрасно. Полированная поверхность под тонким слоем воды - видимо, все неровности были стерты, пока планета не вошла в спин-орбитальный резонанс, и эти гигантские волны... НО вот тут у меня, наконец, начинает зудеть. а) где вулканизм? На планете Ио около Юпитера вулканизм зверский, а тут тело находится еще ближе к еще более тяжелому объекту - и никаких следов тектоники, за исключением полированной поверхности и цунами. Должно трясти, а атмосфера должна быть пропитана вулканическими газами. б) Что если цунами - не результат землетрясений, а приливная волна? В этом случае планета должна стремительно вращаться вокруг своей оси, и на каждой заре - подъем уровня воды, а на каждом закате - спад; при этом после прихода волны уровень воды должен оставаться высоким все то время, пока планета "смотрит" на дыру, и опадать, только когда планета отворачивается. Кроме того, если приливная сила такая огромная, что поднимает стометровую волну, она должна колбасить не только море, но и литосферу. В общем, снова приходим к тому, что должны быть землетрясения. в) приближается огромная цунами, а на мелководье вода плещется себе, как ни в чем не бывало. А ведь известно, что при приближении гигантской волны вода с мелководья отходит, аккумулируясь в эту волну. Тут мы наблюдаем не что иное как большой недостаток всех современных спецэффектов: когда в пейзаж врисовывают что-нибудь эпичное, забывают добавить реакцию окружающих предметов на его появление. Скажем, фильм "2012", взрыв Йеллоустоунского супервулкана, поднимается столб пепла до небес, летят вулканические бомбы размером с автобус... а герои стоят себе, смотрят, и у них даже почва под ногами не трясется; бомбы падают в озера, а вода в озерах даже рябью не идет. Вот и тут та же хрень. Хотя, бесспорно, вылезающая из-за горизонта цунами выглядит потрясающе. г) на Земле получили сигнал космонавта Миллер об успешной посадке на эту планету, и принимали его повторяющимся в течении многих лет. Повторение якобы происходило вследствие эффекта замедления времени на планете. Но мы-то знаем, что в этом случае сигнал должен не мультиплецироваться, а испытать гравитационное красное смещение. То есть должны принять один раз на очень низкой частоте.

Далее, планета Манн - снежный комок. Офигенный пейзаж промороженного ада. НОООоо... что это за "ледяные облака"? Я читала про экзопланеты, но ни разу не встречала спекуляций, которые позволяли бы построить такого рода мир. Что это за конструкция такая из множества твердотельных ледяных ярусов, стоящих друг на друге на опорах, у которой еще и "твердого дна" нет, то есть эта губчатая структура уходит вглубь планеты неопределенно далеко? Это им дивный образ Йотунхейма спать не дает?

Радиация. ГДЕ РАДИАЦИЯ??? У вас тут активная черная дыра с аккреционным диском, такая штука шпарит не по-детски. Диск разогрет до миллионов градусов, излучение генерируется самое жесткое. А слово "радиация" даже ни разу не прозвучало, не говоря о том, что никто даже не вспоминает о необходимости защищаться от нее.
А магнитное поле? Вообще, магнитные поля страшны у нейтронных звезд, а что там у черных дыр, я просто не знаю, так что придираться лишний раз не буду.

Кстати, об аккреционном диске, замедлении времени и изображении черной дыры. Всё красиво, всё правильно, гравитационное линзирование и всё такое. НО пресловутый эффект красного смещения не изображен. Чем ближе к дыре, тем краснее должна становится видимая материя, так?
И еще: корабль прошел вплотную к аккреционному диску, а ведь пекло там должно быть пострашнее входа в атмосферу. Мягко говоря. И ничего не расплавилось?

Впрочем, всё это мелочи, а in general к физике у меня претензий нет. Чего не скажешь о биологии. Основную суть биологической претензии я уже изложила выше: не смогут земляне полезть в космос, если дома у них будет такой армагеддец!
Биология в фильме плачевна вся до последней мелочи. Очевидно, консультант по физике у художника был, а вот консультанта по биологии - увы, не было. Появился некий микроорганизм, который дышит азотом (WTF?! Молекула кислорода - агрессивный окислитель, а молекула азота инертна. Как вы будете ей дышать, а главное - зачем? На Земле, есличо, уже есть бактерии-азотфиксаторы, усваивающие атмосферный азот и переводящие его в высокомолекулярные формы; однако цикл этих реакций может протекать только в бескислородных условиях, а в присутствии кислорода азотфиксаторы, как все нормальные люди, дышат кислородом и питаются органикой. А растительность с азотфиксаторами состоит в симбиотических отношениях) и выпиливает один за другим кормовые виды злаков, питающих человека разумного (А дикая растительность как там поживает? А вы уверены, что не нашлось ни одной резистентной формы? А генная инженерия вам на что?). В результате биосфера вымирает (биосфера уже переживала падения астероидов, извержения супервулканов, взрывы сверхновых, необратимые отравления планеты сильными ядами, а теперь вымирает из-за того, что появился микроорганизм, дышащий азотом? Я допускаю, что новые биохимические пути появляются в биосфере до сих пор - но только в том случае, если ей предоставить новый субстрат, с которым она еще не сталкивалась. Потому что все вещества, которые на планете есть, уже так или иначе вовлечены в круговорот. Новые биохимические пути, если возникнут, дополнят существующую картину разнообразия, а не заместят ее). Поэтому мы садимся в ковчег и, не пройдя карантина (WTF, вы точно уверены, что у вас никакая зараза на борт не просочилась?) улетаем в космос, увозя с собой остатки здоровой кукурузы (Островная популяция. А остальную биоту с собой взяли, или только человека и кукурузу? А из чего вы будете разнообразие воссоздавать на новом месте? Или ну его, это разнообразие? Что ж, как известно, островные популяции, оторванные от большой биосферы, заходят в тупик и становятся неконкурентоспособны, так что человечество ждет радужное будущее.

Блин *отрывает palm от face'а*. Вот честно. Всю вступительную часть про засуху хотелось дополнить какой-нибудь такой картинкой:

MEANWHILE IN CHINA


и отсюда таинственная сверхцивилизация, которая помогала доктору Куперу в недрах черной дыры.

Если хочется экологической мотивации для переселения в космос, почему бы не сделать такую: "мы достигли такого благоденствия, такого процветания, что теперь можем позволить себе самоудалиться в космос, а свою любимую планету-мать превратить в цветущий заповедник - это будет достойная плата от благодарных детей, которых она столько лет питала своими ресурсами, и это достойная цель для такой могучей цивилизации как наша. Хватит нам жить на шее у родительницы! Пора нам пуститься в самостоятельное плаванье!" Необязательно притягивать за уши всю эту фигню про гибель биосферы; достаточно просто показать возросший уровень сознательности у людей будущего! Я считаю, это будет правдоподобнее, потому что лично я верю в людей, и верю в биоту. Люди медленно, но верно растут над собой, и будут расти в будущем; а биота слишком могуча и универсальна, чтоб погибнуть от какой-то фигни. И да, я в это не просто верю. Я это вижу на фактах. А раньше, пока не видела, была таким же пессимистом, как и все.

6) вот что меня пипец как покоробило, так это типичные ляпсусы всей научной фантастики. А именно: вопиющие глупости в организации космических миссий, приводящие к гибели людей.

Червоточина, значит, не пропускает радиосигналы. Через нее проходят только материальные объекты. Так в чем проблема! Используйте "почтового голубя": передающая станция на этой стороне, станция на той стороне, а между ними по червоточине летает автоматический зонд. Сообщение прибывает на станцию по радиосвязи, переносится через червоточину зондом, и дальше снова отправляется по радиосвязи. Быстро и просто. Нет, понимаете ли: отправить 13 пилотируемых кораблей к червоточине они догадываются, а пару автоматических станций - нет. При этом люди гибнут и сходят с ума от одиночества...

Планета Миллер. Космонавты героически идут на посадку... даже не понаблюдав с орбиты, на что эта планета похожа! Это все равно что послать на Венеру пилотируемую миссию и заставить ее туда приземляться, не произведя разведки, на что похожи условия на поверхности. Где, блин, космические разведывательные роботы??? У нас всю Солнечную систему исследуют роботы! Так почему там вместо роботов посылают людей???? Бессмысленный героизм, жертв которого легко можно было избежать простым и очевидным способом. Я не могу такой героизм считать героизмом, уж извините.

7) Вот, кстати, тема, для развития которой у фильма был колоссальный потенциал: одиночество. И фильм пытался это делать, НО..... явно недокрутил. Можно ведь было развернуть жесточайшую драму, исследуя каждого из космонавтов, проведших десятки лет в одиночестве на своих кораблях или станциях. Особенно эпизод с потерей времени при первом сближении с черной дырой. Для спускающихся прошла пара часов, а для оставшихся - 23 года. Но нет, весь эффект от двадцати трех лет показан на примере доктора Купера, рыдающего при просмотре депеш с Земли, на которых его дети стремительно взрослеют. А то что там негр просидел 23 года в одиночке, практически проигнорированно. А ведь воздействие на публику было бы несравненно сильнее, если бы 23 года показали на разнице в характере этого негра: какой он был ДО отсидки, и какой стал после. Но для этого требовалось бы тщательно выписывать сценарий и офигительно играть.
В этом смысле неадекватный доктор Манн - более удачная иллюстрация. Хотя он не показан нам таким, каким был _до_ отсидки в ледяном аду. Нам показано, только что осталось от него _после_. В результате вместо демонстрации разрушительных эффектов социальной депривации получилась дискредитация всей ученой братии, которая якобы вся такая злая, циничная и чокнутая.

На этом, пожалуй, закончу. Если я и хотела что-то еще сказать, то уже забыла, что именно. Да, мне кажется, и так уже достаточно бомбометания.
В заключение скажу, что фильм, бесспорно, выделяется среди фантастических фильмов последнего времени в лучшую сторону, потому что подошел к науке с совестью, старался избегать белиберды и быть ближе к реальности, чем просто вольная фантазия современного фотошопера. Это переводит его в высшую лигу кинематографа. Но на фоне высшей лиги, увы, фильм - середнячок. Это добротная ремесленническая работа, сделанная на совесть; но не шедевр.
Tags: кинематограф, космос
Subscribe

  • (no subject)

    Немного толкового словаря. спойлер - это... когда в начале какбэ намекают, что будет в конце. конъюнктура - это... а это... Просто…

  • (no subject)

    При знакомстве с кинчиком я, так сказать, двигаюсь из будущего в прошлое, и в этом тоже что-то есть. По мере погружения, в нос ударило махровой…

  • (no subject)

    Сформулировала для себя разницу между понятиями "актер" и "артист". Актер - это мастер перевоплощений; его задача - изображать других людей.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments

  • (no subject)

    Немного толкового словаря. спойлер - это... когда в начале какбэ намекают, что будет в конце. конъюнктура - это... а это... Просто…

  • (no subject)

    При знакомстве с кинчиком я, так сказать, двигаюсь из будущего в прошлое, и в этом тоже что-то есть. По мере погружения, в нос ударило махровой…

  • (no subject)

    Сформулировала для себя разницу между понятиями "актер" и "артист". Актер - это мастер перевоплощений; его задача - изображать других людей.…