Женская имперсонация графа Дракулы (с) (acantharia) wrote,
Женская имперсонация графа Дракулы (с)
acantharia

Category:

Две змеи и 38 попугаев

Те же "Две башни" *сначала с очепяткой получилось "две бани", образно так :)* навели на размышления о Кольце Барахира.
Как известно, в фильме попытались его представить, но получилось у них, ИМХО, на двойку с минусом. Разве ЭТО



похоже на работу Нолдоров времен Валинора???

Немного из истории.
Кольцо Барахира было отдано Финродом Фелагундом Барахиру, отцу небезызвестного Берена, в благодарность за спасение жизни, вместе с клятвенным обещанием вернуть должок при случае. Жизнь самого Барахира Финрод, как известно, не спас; кольцо перешло по наследству к Берену, и тот применил его по назначению, заставив Финрода помогать в деле добычи Сильмарила из Ангбанда. Чем закончилась та трагическая история, известно всем: как настоящий Иван Сусанин, Финрод завёл Берена прямиком в ловушку Саурона, сам героически погиб там, защищая Берена от волка-людоеда, и тем бросил своего протеже один на один с Врагом Мира №2, и только вовремя подоспевшая Лючиэнь спасла своего горе-жениха от погибели и весь поход от бесславного завершения.
Несмотря ни на что, Берен сохранил Кольцо Барахира и передал его в качестве семейной реликвии своим детям, те - свои детям, ну и т.д., пока оно не оказалось у королевской династии Нуменора (как известно, Элрос - не слишком отдаленный потомок Берена). А там уже вполне понятно, как оно попало к Арагорну.

*Подумать только, 10000 лет постоянной носки, а Кольцо до сих пор узнаваемо! Нолдорские технологии были воистину круты*

Но это была история о том, как Кольцо Барахира попало к Людям, почему оно именуется Кольцом Барахира и чем оно примечательно для Людей. Но история самого кольца этим не ограничена.
Создано Кольцо было еще в Валиноре, а в его... эээ... дизайне использована символика Дома Финарфина, Третьего Дома Нолдоров.
"Это кольцо было выполнено в форме двух змей с изумрудными глазами, и головы их встречались под короной из золотых цветов, которую одна поддерживала, а другая пожирала. То был знак Финарфина и его рода." (Quenta Silmarillion)

Две змеи под короной из золотых цветов - это, как известно, эмблема Дома Финарфина, но не герб. Герб Дома выглядит совершенно иначе



Это не единственный случай наличия у эльфийского Дома и герба, и эмблемы. Как известно, Дом Феанора также имеет и герб, и эмблему. Его эмблемой является серебряная восьмилучевая звезда, а герб выглядит вот так:



НО! в Доме Феанора эмблема и герб тесно взаимосвязаны: восьмилучевая звезда находится в центре герба, три такие же звезды присутствуют на специальном гербе Сильмариллов (даже, пожалуй, более "правильные" звёзды, потому что на Гербе Дома звезда повернута на 22,5 градуса и "стоит" на двух вершинах, в то время как звезда с эмблемы "стоит" на одной вершине).

А в Доме Финарфина эмблема, кажется, не имеет вообще ничего общего с гербом.
И я, по правде говоря, ума не приложу, что бы она могла значить.

Однажды прозвучала достаточно очевидная и удобоваримая версия:

Например, [странность] экзотического подхода Финарфина к выбору тотемных животных. А ведь для любого уроженца Тириона символика эмблемы была совершенно прозрачна. В виде двух совершенно сходных между собою змей, сражающихся за корону-цветок, Финарфин аллегорически изобразил старших сыновей Финвэ. Отсутствие в этом рисунке аллегории самого Финвэ подчёркивало двусмысленность борьбы Феанора и Финголфина, а отсутствие Финарфина - его личное отношение к процессу.
Возможно, в политически активных кругах королевства немало копий было сломано в спорах о том, какая из змей кого из полубратьев символизирует: кто из них поддерживает корону, а кто - пожирает. Этот вопрос Финарфин намеренно оставил открытым.



Не исключено, что такой версии придерживался и сам Профессор, НО! она совершенно не устраивает меня, и, на мой сугубо личный взгляд, она так сильно выбивается из общей концепции идей Профессора, что я бы не стала так смело приписывать её ему.
Сейчас объясню почему. Потому что по этой версии Финарфин публично стебётся над двумя старшими братьями. "Змеюки <мозгов мало, яду много>, мол, эти братцы, один я такой белый и пушистый, а главное скромный!". Это у Финарфина такой злой сарказм на почве бессилия: "не могу помешать - высмею!" (ц из дискуссии http://users.livejournal.com/_radhruin/15321.html). Но такая шуточка - если эмблема действительно является "шуткой юмора" над двумя другими ветвями королевского Дома - была бы крайне неуместна.
Вот почему. Высмеивание может различаться по трём критериям: явное/тайное, с позиций силы / с позиций слабости (e.g. Хурин и Моргот), деструктивное/конструктивное ("стёб" vs. основанное на позитивных смыслах, отличных от высмеиваемых). Финарфин, если гипотеза о змеях верна, высмеивает явно, с позиций слабости, но, увы, деструктивно (ц из той же дискуссии).
Высмеивание может быть конструктивно в том случае, если оно превращает в шутку какой-либо конфликт. Попытка такого превращения бывает эффективна, когда конфликт только начинает превращаться в серьезный. То есть в назревающем конфликте есть некий переломный момент, когда настроения неуловимо меняются, и конфликт из дружественной перепалки двух друзей превращается в словесный бой двух врагов. В такой момент вовремя сказанная третьим лицом уместная шутка может вернуть конфликт в мирное русло, показав столкнувшимся людям, что в данной ситуации вполне можно быть проще и легкомысленнее. Третье лицо, желательно, должно быть в хорошей дружбе с обоими спорщиками.
Но в любом конфликте момент, когда такая шутка уместна, существует лишь на определенной стадии, а потом конфликт становится слишком серьезен, в прямом смысле, и шутки на тему будут не умиротворять, а лишь ещё пуще злить конфликтующих. Не думаю, что шутки над Феанором и Финголфином (если понимать две змеи как прикол над этими двумя) пришлись ко времени в тогдашней Валинорской ситуации.
Более того, поскольку у Феанора основной претензией к дому Индис было непочтение к дому Мириэли (в том числе, а может и в первую очередь, к самому Феанору), то сыну Индис прикалываться над Феанором - это было не просто не ко времени, и не просто не консруктивно, но очень глупо и даже деструктивно.

По той же схеме покритикуем и версию, что "Две Змеи" - это семейное прозвище детей Индис, данное им понятно кем (ц).
Ведь, во-первых, мы знаем, что детей у Индис было более двух. Если мы попробуем уточнить, что не "детей", а "сыновей Индис", то придется разбираться, чем так угодили дочери Индис, или, наоборот, чем так не угодили пацаны перед Феанором, что спровоцировали у него приступ сексизма (девчонок, значит, не трогает, а пацанов обижает).
Во-вторых, эта версия лишь немногим мягче первой, потому что содержит хоть и не столь явный, но всё же стёб над Феанором.
Не говоря уже о том, что обе версии представляют эмблему не более чем продуктом и инструментом "местечковых" тирионских дрязг.

В любом случае, как ни пытайся повернуть обе эти версии, всё время получается много грязюки, причем Феанор в ней каждый раз самый чистый.

А допущение, что в эмблеме ветви Королевского Дома Нолдоров увековечен грязненький срач, дискредитирует уже самого Профессора. Тут мы, конечно, подходим уже к проблеме всех "неопубликованных" текстов Профессора, касающихся Старшего Легендариума: большая часть этих текстов описывает грязненькие дрязги малоприятных подонков, что разительно контрастирует с благородством и мудростью "Властелина Колец" (и что является проблемой всех чрезмерно раздутых саг). Из-за чего приходится, во-первых, быть избирательными, а во-вторых, придумывать трактовки, позволяющие отбеливать персонажей и события.

Так что же всё-таки могут значить две змеи на эмблеме Третьего Дома?
Попробую покопать. Но не гарантирую, что в конце что-нибудь выкопаю.

Давайте мыслить позитивно.
1. До сих пор мы подсознательно воспринимали символ змеи со знаком "минус": будто происхождение он имеет дурное и означает нечто плохое. Время возникновения символа полагалось в период острого раздора между ветвями Королевского Дома Нолдор. Источником символа полагалось то ли презрение старшего брата к младшим, то ли презрение младшего брата к старшим. Но почему?
Возможно, на нас так действует негативное восприятие змеи в нашей современной жизни: к змее положено относиться с опаской и брезгливостью. Это такой "скользкий гад", не одаренный интеллектом, зато наскакивающий на ни в чем не повинных дачников из травы и кусающий их ядовитыми зубами. При виде змеи многие изнеженные урбанистические особы начинают истерить. "Вот змея-то!" - бурчим мы в адрес какого-нибудь нехорошего человека, сделавшего нам подлость.
И вот, наш насквозь пропитанный таким отношением мозг автоматически переносит его в Арду, предполагая, что ардынец, выбирая змею в качестве символа, будет подразумевать то же, что наш современный человек. А это запросто может быть не так. Даже на нашей Земле не везде и не всегда господствовало плохое отношение к змеям. Чаще змеи олицетворяют всяческие блага:



А какие основания у валинорцев есть для того, чтоб наделять змею негативным значением? Никаких. На Валиноре, надо полагать, змеи не ядовитые, а драконов еще свет белый не видывал. Так с какой стати Феанору обзывать младших братьев змеями? Чем так провинились змеи?
2. Так и тянет сразу переходить на личности! В фэндоме это вообще самый популярный формат. И подавно - если дело касается Трех Домов Нолдор. Если есть малейшая возможность прикопаться, то сразу - оп! - это кто-то кому-то знак из трех пальцев показывал.
НО! Мы-то люди, хрен с нами. А они - Эльфы. Причем про автора эмблемы сказано, что он был благороднейшим (fairest) и мудрейшим (most wise of heart). Станет ли мудрейший переходить на личности, да еще и увековечивать это в эмблеме своего Дома? А если станет, то чем его мудрость отличается от двух других борцов-за-добро-и-справедливость... тем, что он, вместо того чтоб просто подраться, принялся слово из трех букв картинки обидные на заборах рисовать?

В общем, проветриваемся от негатива. Подышите, подумайте о булочках со взбитыми сливками. Всё ОК? Хорошо, тогда перейдем к конструктиву.

Давайте начнем всё с чистого листа. Положим, что змеи - это не финвионы, а корона из золотых цветов - это не Финвэ. Цветы, кажется, не то чтоб нолдорская тема. Нолдолрская тема - это звезды да камни (и их мы как раз наблюдаем на гербе и эмблеме Дома Феанора). А на интересующей нас эмблеме - флора и фауна.

При этом в образной системе Арды цветы достаточно прочно ассоциированы с Эльфами, НО! по б.ч. теми, что из народа Телери: цветочные поляны Дориата, Лориена.
Змеи, напротив, не входят в систему образов Профессора. Символ змеи встречается в Легендариуме лишь единожды - в случае Кольца Барахира. Это сближает его с... образом Вечнодлящейся Тьмы, который встречается так же только один раз - в Клятве Феанора: можно смело сделать предположение, что две змеи, как и вечнодлящаяся тьма - это понятие эльфийской культуры, а "не часть образной системы Арды как плода толкиновского воображения" (ц). Внутри эльфийской культуры у змей может быть своё какое-то значение, неизвестное нам, отличное от нашего. Реконструировать его, увы, вряд ли удастся.

Для чего вообще служат эмблемы Эльфийских Домов? Пример звезды Дома Феанора подсказывает: это подпись и знак качества. Но подпись при этом многозначительная, содержащая в себе выжимку полезной информации о Доме.
Так, восьмиконечная звезда в том виде, в каком она присутствует на гербах - то ли звезда, то ли кристалл, что указывает на одно из основных направлений деятельности Дома валинорского периода - производство всяческих светящихся камней. Когда появились Сильмариллы, звезда конкретизировалась в Сильмарил, вокруг которого выстроилась дальнейшая политика и деятельность Дома. Звезда также является единственным небесным источником света, который был известен Аманским Эльфам, и единственным источником света, который светил в Эндорэ, о чем им также было известно; поэтому звезда в качестве эмблемы Дома указывает на его стремление донести свет до всего мира.
Ну и цетера, цетера, цетера. Какое же это имеет отношение к двум змеям? А такое: две змеи и корона-цветок тоже должны содержать в себе выжимку из основных установок Арафинвэ и его последователей.
Если эта выжимка - всего лишь "Феанор там что-то творит, а я только выражаю своё мнение о нем", то Третий Дом автоматически становится в сугубо зависимое положение относительно Первого: он действует в поле, генерируемом Первым Домом, а своего ничего предоставить не может.

Надеюсь, грозное фэндомное воинство третьедомцев сейчас разбушуется, несогласное с таким положением дел. Я вот тоже не согласна, так что продолжу поиск.

Так уж повелось, что в этом размышлизме всё время всплывает Дом Феанора. У меня даже смутное подозрение появилось: то, что эмблемы есть именно у этих двух Домов, - неспроста это.

Поэтому попробуем поставить точки над "ё", какие отношения существуют между Домами Феанора и Финарфина.
Иии... (по сценарию, сейчас все упадут) Третий Дом тесно дружит с Домом Феанора. Финрод ездит тусоваться охотиться со старшими Феанорионами; Финрод публично заявляет о дружбе с Келегормом и Куруфином (внимательно читаем эпизод в Нарготронде, народ, вни-ма-тель-но!); Ангрод и Аэгнор дружат с Феанорионами. Наконец - внимание, фаталити! - Финарфин заступается за Феанора на Туне.
Это Финголфин и Тургон заговорили против Феанора, и чуть не спровоцировали драку. А Финарфин призвал лишь немного расслабиться и остыть: чтоб делать дела на трезвую голову ("ere deeds were done that could not be undone" - "пока не сделаны дела, после которых не будет возврата". "Ere", а не "lest").
И посмотрим, какие позиции заняли арфинги: Галадриэль за феанорингов отрыто, Ангрод и Аэгнор за феанорингов молча, Ородреф за отца, и только один Финрод выступает против феанорингов, за Финголфина (тем не менее, именно он получил от отца будущее Кольцо Барахира, так что, возможно, хоть у него и были мотивы в тот конкретный момент пойти наперекор позиции остального Дома, но в целом он с отцом мыслят в одном направлении).

Попробуем-ка приаттачить к гипотезе о не таких уж и плохих отношениях Первого и Третьего Домов тот факт, что еще в мирный период, задолго до Непокоя, Финарфин "самоустранился" из Тириона в Альквалондэ, и проинтегрировать всю "систему уравнений" с нашим позитивным образом мыслей.

В отличие от Финголфина, который принялся что-то там доказывать Феанору и народу, Финарфин направил Феанору мессидж мира: "Я ни на что не претендую и по возможности постараюсь не нервировать тебя лишний раз. Видишь? Меня вообще здесь нет. Но если что, обращайся, всегда рад помочь". Мессидж, вобщем-то, в ущерб своему авторитету в нолдорском народе, ведь обязательно найдутся какие-нибудь умники, которые упрекнут его в забывании своего происхождения; но, видимо, Финарфину было важнее проявить деликатность по отношению к Феанору, чем что-то доказывать большой толпе народу. В конце концов, где бы он ни находился географически, это не отменит его родства с Финвэ; ведь Феанор тоже всё время где-то пропадает, что не мешает ему быть принцем Нолдоров и сыном Финвэ!

Теперь снова вспомним про "ненолдорскую" флору и фауну на эмблеме. Это продолжение всё того же мессиджа! Что бы там эти знаки ни символизировали, они подчеркивают абстрагированность Финарфина от того, что нервирует Первый Дом.
Вполне вероятно, что змеи и корона-цветок не отсылают вообще ни к одному народу Амана. Действительно, альквалондским Телери были бы свойственны скорее лебеди и волны, а про Ваниаров с их приверженностью сверхтонким материям вообще сложно сказать, существуют ли хоть какие-то графические символы, способные вызвать ассоциации с ними.

Тем не менее, рисовать красивую картинку без всякого смысла с одной лишь целью шаркнуть ножной перед некой нервозной персоной - тоже не айс. Картинка, конечно, шаркает ножкой, но все же должна и смысл в себе нести. Что-нибудь философическое, метафизическое, мировоззренческое и т.д.т.п. Ну, тут мы можем уже и пофантазировать.

Например (только не кидайте тапочки, это будет шутка юмора), золотая корона-цветок - это Арда, а две змеи-близнеца, одна из которых поддерживает корону, а вторая пожирает, - это Манвэ и Мелькор, которые изначально-то были созданы идентичными, а потом...
А может быть, две змеи - это энтропия и порядок; ну то есть две противоположные сущности из области физики. Хотя такого рода сущностями в Арде являются как раз таки Айнуры, ну то есть те же Манвэ и Мелькор.


В общем, давайте, третьедомцы, подключайтесь. Какие там концепции бытуют в Третьем Доме, и можно ли в них усмотреть какие-нибудь мотивы двуединства противоположностей, которые могли бы быть выражены на эмблеме?

О, у меня даже, пожалуй, начала рождаться версия. Но об этом как-нить потом. Пусть родится сперва.
Tags: Толкиен, трактат, хардкор и Феанор
Subscribe

  • Что вам сейчас необходимо?

    А что необходимо вам?

  • (no subject)

    Это флэшмоб такой – написать о себе несколько ассоциаций на заданную букву. Количество найденных ассоциаций не оговаривается – сколько получится,…

  • (no subject)

    "Если бы вы могли поужинать с семью вымышленными персонами, кто бы это был и как вы их рассадили?" 1- Лилу 2- Феанор 3- Джеффри Синклер 4- Граций…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments