Женская имперсонация графа Дракулы (с) (acantharia) wrote,
Женская имперсонация графа Дракулы (с)
acantharia

Categories:

Айнуры

сей доклад я уже выкладывала в ардынском парламенте.
***

Айнуры обладают огромным знанием об устройстве Арды. Они все это пели, они принимали непосредственное участие в сотворении каждой песчинки, они эти самые песчинки клепали/овеществляли своими «руками» (или какие там у них конечности имелись в те времена…).

Их знание действительно огромное. НО – оно ограниченное, конечное. Во-первых, они знают только то, что спели, а между тем, замысел Папы шире: он сам говорил, что, что бы Айнуры ни придумывали сами, у них всё равно получится что-нибудь, что уже есть у него в мыслях. Во-вторых, знания Айнуров о Музыке даже меньше, чем сама Музыка: то, что они пели Музыку, не значит, что они ее понимали, так же как, например, птица летает, хотя не знает, каким образом, благодаря каким законам физики, она это делает. Известно, что Эру давал Айнурам наставления в Музыке (например, наставлял Ульмо), то есть, (как можно понять), объяснял, что за этим стоит. Но, очевидно, он объяснял не всем и не всё.

Спето, а, значит, находится в ведении Айнуров (в виде знания или интуитивного ощущения) всё в Арде, КРОМЕ Детей Эру. Дети Эру были созданы без участия кого бы то ни было из Айнуров. Отсюда следует: Дети Эру лежат вне знания и понимания Айнуров. Хотя в «Финвэ и Мириэли» звучали фразрочки типа «они такие маленькие и жалкие, передо мной как на ладони, и всё с ними ясно», на самом деле Айнурам с Детьми Эру ничего не должно быть ясно.

Знания Детей Эру тоже не абсолютны и не бесконечны. Дети Эру не знают о мире и Музыке столько же, сколько знают Айнуры. Точнее так: если взять одного Дитя Эру, вряд ли он сможет когда-либо узнать всю Музыку. В то же время, вряд ли найдется Айну, который знал бы всю Музыку и всё о Музыке. С другой стороны, знания одного отдельно взятого Айну о Музыке, наверно, всё-таки больше знаний одного отдельно взятого Дитя Эру.
Сложен и, наверно, неразрешим вопрос о том, может ли Дитя Эру сравняться в знании Музыки с Айну. Но вообще-то это не важно, потому что от Детей Эру и не требуется знать Музыку так же, как Айнуры; ведь у Детей Эру другие задачи и другие дарования: они способны создавать то, чего в Музыке не было. То, что Айнуры лучше знают Музыку, а Эрухини способны создавать то, чего не было в Музыке, не дает возможности возвеличивать одних по сравнению с другими, то есть называть одних малыми, а других великими. Так же как невозможно сказать, кто круче – Эйнштейн или Вилли Вонка.

В Арде Неискаженной это не создало бы проблем. Айнуры, спевшие Музыку, способны создать живой, гармоничный мир, по меньшей мере самоподдерживающийся, не деградирующий; Дети Эру способны привносить в этот мир новое, выходящее за рамки спетой Айнурами Музыки; и таким образом, в симбиозе Айнуров и Детей Эру мир бы развивался. И по-хорошему им бы не лезть в дела друг друга, а заниматься каждому своим.

Теперь посмотрим, что ломается в условиях Искажения.
1. когда оно возникло? Еще до создания Эа – в тот момент, когда Мелькор завел свою шарманку. Первое, что сломалось, - это отношения между Айнурами. Во-первых, им пришлось отвлечься от Музыки и заняться определением своей ориентации – про- или антимелькорской. Во-вторых, тем, кто оказался против Мелькора, пришлось думать о том, как противостоять Мелькору. Они против своего желания оказались вовлечены в конфликт, но уклониться от него не могли.
2. Монархия во главе с Манвэ возникла у Айнуров в результате конфликта с Мелькором: Манвэ был главным антагонистом Мелькора во второй теме и сплачивал вокруг себя других Айнуров; затем иерархическая структура закрепилась в ходе конфликтов во времена «овеществления» Арды. Получается, монархия у Айнуров – своего рода военная организация. В таком качестве она действительно полезна: четко организованная структура способна действовать эффективнее во время конфликтов, нежели какое-нибудь демократическое «народное вече», в котором решения, удовлетворяющие всех, вырабатываются долго в ходе совещаний, а то и не вырабатываются вовсе. Намек на естественную форму отношений между Айнурами можно проследить в самодеятельности некоторых из них, идущей в разрез с «генеральной линией» Валаров (например, самодеятельность Ульмо, доходящая до прямых конфликтов с Намо) – среди них нет абсолютного единства, какого следовало бы ожидать при абсолютной монархии.
3. термин «королевство» придумал Мелькор; а Манвэ с легкостью подхватил идею: «это королевство не может быть только твоим, потому что другие сделали не меньше тебя». Видимо, к моменту озвучивания термина Манвэ уже успел почувствовать себя иерархом айнурского общества, хотя еще не придумал закрепить свой статус в особом термине «король». По всей видимости, именно Мелькор привил Айнурам идею, что они не просто «поют» или «рулят», а именно властвуют над тем, что создали. Развитию ощущения себя абсолютными самодержцами Арды послужило еще и то, что до появления Эрухини всё в Арде существовало за счет воли Айнуров; по большому счету, ничто и никто даже чихнуть не мог без айнурской на то воли. (здесь можно приплести сравнение с бизнес-планом).
4. Преступление тоже придумал и первым совершил Мелькор: преступление против других Айнуров и против их творения (что такое разрушение Светочей, как не преступление?), а также попытка преступления против Эру (провалилась только благодаря хитрости Папы, который стал все преступления оборачивать ко благу). Таким образом, Айнуры задолго до появления Детей Эру узнали, что такое преступление. Также они увидели, что преступления совершаются в результате попытки перечить воле Папы и выходить за рамки Музыки.
5. Когда еще не было мордобоя, а была одна только Музыка, конфликт между Манвэ и Мелькором выглядел так: Манвэ исполнял Музыку наиболее неукоснительно, как задал Эру, а Мелькор нес наибольшую отсебятину. Еще с тех пор Айнуры уяснили, что следовать музыке – хорошо и полезно, а не следовать – плохо и вредно, и вообще зло (а разрушение Светильников послужило ярчайшим тому доказательством).
6. С тех же «музыкальных» времен сохранилась и форма ведения «боевых действий» против Мелькора: она заключалась в том, чтоб как можно неукоснительнее исполнять Музыку Илуватара. Это объясняет многие ошибки Валаров. Например, почему были без охраны Два Дерева; почему Айнуры были настолько беспечны, что Моргот смог беспрепятственно протащить в Валинор Унголианту и устроить Полный Песец: да просто потому, что в Арде Неискаженной понятия «охрана» не должно существовать, потому что охранять там не от кого, а Айнуры, стараясь точно следовать Музыке Эру, пытались жить так, как они жили бы в Арде Неискаженной.

Когда пробудились Дети Эру: появилось нечто, действующее по собственной воле, а не по воле Айнуров. Айнуры по инерции попытались встроить это в свой мир, в котором всё чихало лишь с их позволения, и подчинить той же иерархии, которой подчинялись сами – учитывая, что эта иерархия носила «военный» противоморготский характер, это было резонно. Резонно так же и то, что Айнуры пытались полностью подчинить Детей Эру Музыке: в их сознании глубоко укоренилась идея о том, что неподчинение Музыке – зло.
Единственное, чего Айнуры недоучли: что неподчинение Музыке может быть двух типов – одно злое и противоестественное (такое неподчинение практиковал Мелькор), другое благое и закономерное, возможность которого даровал сам Эру (такое неподчинение присуще Детям Эру). Соответственно, у Эрухини могут возникнуть свои идеи, как бороться с Мелькором, и это не будет плохо. До сего момента для Айнуров существовало лишь две альтернативы, что делать в войне с Мелькором – петь правильную Музыку и быть хорошими, либо петь неправильную музыку и быть плохими; Дети Эру могли предложить третье решение.

Поскольку, благодаря деятельности Мелькора, Айнуры стали воспринимать отклонения от Музыки как зло, то они не могли не заподозрить Детей сразу, как только из тех поперла внемузыкальная самодеятельность. В качестве отправной точки, когда могли возникнуть подозрения (или, по меньшей мере, недоверие), можно назвать создание Сильмарилов – творения, очевидно стоящего ЗА рамками первой Музыки.
Именно из-за этой непроизвольной подозрительности, Валары, когда у Нолдоров с подачи всё того же Мелькора начались проблемы, поначалу стали искать источник проблем внутри Нолдоров, и слишком поздно сообразили, что они не при чем и источник проблем всё тот же, что и раньше.

Нолдоров же Мелькор обработал примерно так же, как Айнуров: привил им недоверие. Сделал он это исподтишка, пока все были расслабленные и ничего не подозревали. К моменту, когда проблемы начали выходить из сумрака, Нолдоры с подачи Мелькора уже совершенно запутались и перестали понимать, где свои, а где враги. Попытки Валаров выявить источник зла среди Нолдоров перевели обычную подозрительность в уверенность во враждебности и злом умысле Валаров. Нолдоры, так же как и Валары, слишком поздно осознали, где истинный источник зла.


Резюме: пока Эрухини просто учились у Айнуров и не проявляли свих «супергеройских способностей», всё было тип-топ; но когда они достаточно освоились и из них поперла самодеятельность, начались проблемы. Айнуры естественно попытались призвать их к порядку и подчинению; Эрухини естественно отказались подчиняться и настояли на реализации собственного плана. Это привело к драматическим последствиям для всех, однако винить никого ни в чем нельзя.


Что мне не нравится в Айнурах:
1. то, что они требовали от других уметь отличать «свой-чужой», при том что сами этого не умели.
2. то, что они были старше и умнее (ц), и видели больше, чем Дети Эру, да ещё и хвалились этим всё время, и тем не менее, выводы делать так и не научились и показали не больше прозорливости, чем Дети Эру.

***

«Справедливость закрепляет Искажение, а преодолеть его может только милосердие» (ц)

Намо – второй после Мелькора агент Искажения и одна из главных его жертв.

Почему агент Искажения?
Намо же вроде хороший?
Потому что Мелькор генерирует Искажение, а Намо его фиксирует. Он даже не пытается как-то ему противиться, наоборот, своей деятельностью он закрепляет искажение в ткани Арды.

Почему одна из главных жертв?
Потому что судья – это крайне противоестественная работа для Арды Неискаженной.
В Арде Неискаженной судить было бы не за что и незачем, и можно сделать предположение, что Намо освоил профессию судьи исключительно в результате действия Искажения (так же как Манвэ освоил профессию короля). Продолжая аналогию с Манвэ, предположим, что эти функции он принял на себя еще в доардынские времена – ведь Намо объявил себя судьей не в момент пробуждения Детей Эру; он таким был уже когда определялся состав таникветильской… эээ… ммм… правящей партии.

Откуда мог взяться Айн с такими функциями, как у Намо? Кого и что он мог бы судить, пока не было Детей Эру? Очевидно, других Айнуров.
Сделаем такое предположение: во времена, когда Мелькор начал вербовать сторонников, тем из Айнуров, кто остался на Светлой Стороне Силы, мог понадобиться специалист, который, хорошо зная некий идеал Музыки, умел бы выявлять Айнуров, поющих неравильные песни, ставить на них штамп: «вот этот уже не наш, этот уже косит под Искажение». Это могло быть необходимо для: 1. того, чтоб самим ненароком не сфальшивить, если вражеская Музыка станет слишком громкой; и 2. выявления тайных перебежчиков.

Почему Намо так взъелся на Детей Эру?
Да не то чтоб взъелся, просто продолжил заниматься привычным делом: детектировав Искажение, принялся лепить штампы на лбы – «ИСКАЖЕНИЕ! ИСКАЖЕНИЕ! ИСКАЖЕНИЕ!»
А Дети Эру… они, вообще-то, кровно заинтересованы в преодолении Искажения. Этим они и занялись активно, только вот на первых порах по неопытности за недостатком экспириенса успели подналомать дров… И тут вдруг, вместо того, чтоб помогать им в их благих начинаниях, им на лбы начинают лепить ярлыки «ИСКАЖЕНИЕ ДЕТЕКТЕД!»
Естественно, они обиделись.
И естественно, это мера была не вполне адекватна цели вылечить Арду от Искажения, поскольку у Детей есть возможность преодолеть Искажение.
Tags: Толкиен, трактат
Subscribe

  • (no subject)

    один пожар задымил весь город. Потому что от Володарского моста до излучины Невы доносило весьма плотный смог, и ясно, что рассеиваться он там не…

  • (no subject)

    * перепощу сюда, чтоб не пропало во тьме веков * ____________________ «Здесь город противопоставляется ночи, как образ жизни ради земных благ, а…

  • (no subject)

    Сияние заходящего солнца 06.11.2020

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments