Женская имперсонация графа Дракулы (с) (acantharia) wrote,
Женская имперсонация графа Дракулы (с)
acantharia

реставраторская конференция в Петербурге

На базе ЗИНа (зоологического институт-музея) и нашей кафедры (каф. Зоологии Позвоночных СПбГУ) прошла очень необычная конференция - посвященная реставрации и сохранению естественно-научных коллекций. Всероссийская.

Конференция необычайнейшая во всех смыслах.

Для начала, щщастье (от слова "щщас) привалило, как снег на голову, - неделю назад подошла ко мне Ирина Борисовна и сказала: "Катя, а не дашь ли ты мастер-класс по ремонту скелетов?". "Давайте, почему нет" - согласилась я, - "а зачем?". "Да вот конференция будет через недельку... Ну, ты же всё равно этим занимаешься; просто расскажи, что ты делаешь". "Да не вопрос!" - сказала я. Ведь я в этом деле, может, не то чтоб собаку съела, но уже года 4 работаю. Но вдруг впервые кто-то заинтересовался моими методами.

Стала выяснять. Оказалось, конференция не совсем биологическая. В том смысле, что съехались на нее далеко не одни только биологи, но и таксидермисты, работники музеев самых разных направлений, в том числе и культуно-исторических, и даже один физик-лазерщик.
И это чуть ли не первая конференция такой тематики в нашей стране.

Вот даже телевиденье к нам приезжало и репортаж про нас делало:

*Ихняя девица, кстати, позирует на фоне моей выставки, которую я приготовила к своему докладу; но телевизионщики, кажется, так и не поняли, что это тоже экспонаты для мастер-классов :)*

В России имеется гигантская коллекция естественно-научных экспонатов. Это чучела, скелеты и муляжи зверей, птиц, рыб, рептилий, амфибий, палеонтологические коллекции, а также гербарии и муляжи растений, "мокрые" заспиртованные препараты и всё прочее, что связано с зафиксированными природными объектами. В этих коллекциях содержатся исключительные, уникальные экспонаты. Так, например, в Москве, в хранилище в каком-то ящике один из участников конференции нашел разобранный на отдельные кости полный скелет дронта. Собрал его, привел в презентабельный вид и выставил в экспозицию, кажется, Дарвиновского музея, с чем и приехал докладывать на конференцию.
У нас на кафедре есть вещи, может, не настолько пафосные, но тоже ценные, и некоторые из них уже прошли через мои руки. Например, я буквально недавно закончила реставрацию скелета суринамской пипы (это такое земноводное жуткого вида, размерм с тарелку).
А некоторое время назад чинила зубы черепу капибары.
Многие скелеты и чучела являются не только памятниками природы, но и историческими памятниками, ведь они были изготовлены более сотни лет назад.


Калужников Александр Витальевич из Екатеринбурга оживляет столетнего волка

Но если объекты культурно-исторического наследия нашим государством считаются достоянием и типа как охраняются, то естественно-научные коллекции - это для государства вообще ничто.
Нет професси "реставратор-естественнонаучник", нет школы подготовки специалистов этого профиля, нет юридической базы и, соответсвенно, документации, как для объектов, так и для специалистов. Все, кто этим занимается, и, соответсвенно, все участники конференции - они вообще-то де юре не являются реставраторами; в трудовых книжках у них записано что-то совсем иное; денег за свои работы они не получают (зарплаты идут по другим статьям, как, например, я числюсь лаборантом, и деньги мне начисляют за сопровождение учебного процесса, а не за поддержание кафеждральной коллекции); и они ничем не могут доказать, что они являютя реставраторами с порой колоссальным стажем - некоторые занимаются этой работой по 20-30 лет, если не больше.

У такого правового положения (точнее, его полного отсутствия) есть как свои плюсы, так и минусы. Плюсом является то, что ничто не мешает специалисту заняться объектом, требующим реставрации. Если бы объект был официально признан в качестве наследия, специалист обязан был бы стотыщ раз доказать, что он способен отреставрировать его, не испортив, и что он вообще является специалистом. Поскольку ни у кого из реставраторов нет бумажек о том, что они реставраторы, то де юре они не имеют никакого права приближаться к тем предметам, которые до сих пор существуют благодаря их трудам. Вот так. Но отсуствие квалификационных документов у специалистов - это как раз минус нашего нынешнего положения; возможно, будь признаны естественно-научные коллекции, то сразу стал бы формироваться и официальный институт "обсуживающего персонала".
Второй минус - коллекции совершенно не защищены. Допустим, какой-нибудь чиновник из руководства музея/университета может вздумать, что "всё это старьё", побитое молью и студентами, непрезентабельно и только место занимает да пыль собирает, и велит всё выкинуть. И ничто не сможет этому воспрепятствовать.
Пример из вполне реальной жизни: наш факультет уже давно грозятся выселить в петергофский корпус, это дцать километров от города; для факультета это сущее бедствие, потому что коллекции большинства кафедр нетранспортабельны. Наши чучела 150летней давности попросту развалятся на отдельные перышки; черепушки размерчиком с перепелиное яйцо, да сами яйца разнообразных пичужек, гнезда - это из шкафа-то доставать страшно, не то что грузить в грузовики и везти за тридевять земель. А как быть с коллекциями энтомологов и беспозвонков, с гербариями? Но доказать чиновникам ценность и хрупкость экспонатов пока почти никак не возможно.

На этом печальное заканчивается. Дальше начинается весёлое.

Наверно, именно из-за такого состояния отрасли конференция, посвященная ее проблематике, оказалась, пожалуй, самой интересной и продуктивной из всех конференций, которые мне доводилось видеть.
Не припомню, что какая-нибудь еще конференция была настолько всероссийской: участники прибыли из Казани, Самары, Москвы, Дагестана, Владимиро-Суздаля, Северной Осетии-Алании, Коми, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Тулы, Удмуртии, Якутии, Салехарда и, конечно же, Санкт-Петербурга.
Не припомню также, чтоб на какой-то другой конференции народ так интенсивно исписывал свои блокнотики и обменивался контактами.

Естественно-научная реставрация отличается от культурно-исторической. Если объекту культурного наследия в процессе реставрации надо придать как можно более "товарный" первозданно-красивый вид, то естественно-научному не обязательно стать красивым, зато следует максимально сохранить достоверность. Например, черепу с поломаными зубами не надо вставлять новые муляжи, зато надо вклеить и укрепить его собственные естественные зубы.
Поэтому классические реставраторы делились опытом из своей области, но в целом наши задачи - адаптировать его к нашей проблематике. А реставратор-естественник должен иметь не только художетсвенные навыки и изобретательность, но и естественно-научное образование, чтоб точно знать, где нельзя ничего менять, а где допустимо что-то улучшить.
По причине того, что институт естественно-научной реставрации отсуствует, все специалисты являются любителями-самоучками. Поэтому у каждого есть баснословное количество ноу-хау, всяческих решений и технологий, а также разное количество опыта, которое в большинстве случаев огромное. Впрочем, даже с относительно небольшим опытом, например как у меня (я где-то 4-5 лет этим занимаюсь), всё равно успевают набраться "фирменные фишки". Всем есть, что рассказать остальным; у всех есть, что почерпнуть из докладов коллег, какими бы тематиками они ни занимались.
А тематики были самые разнообразные, и специалисты собрались тоже самые разношерстные.
Наша глобальная тема - реставрация естественно-научных экспонатов - находится на стыке естественных наук и художественного искусства, поэтому в конференции поучаствовали: научные работники (морфологи, орнитологи, териологи и энтомологи (реставрация насекомых, да!)), хранители музейных фондов, директора и начальники музеев, таксидермисты и один физик.

Физик докладывал о применении лазера для очистки скелета. Он сейчас проводит совместно с нашей кафедрой испытания технологии.
Другие докладывали какие-то общие принципы ("атрибуция чучел по косвенным признакам", иными словами, как можно восстановить историю чучела по таким признакам как подставка, этикетка, почерк на этикетке, штампики, особые пометки и т.д.; "реставрация веера как пример реставрации комплексных предметов", "превентивные меры в таксидермии"), истории отдельных реставраторских подвигов (реставрация скелета дронта, чучела квагги, черепа мамонта, казанского чучела белуги), делились ноу-хау из смежных с естественно-научной тематикой областей (реставрация искуственных цветов, рельефных картин, вееров). Ну и, конечно, делились опытом работы и ноу-хау непосредственно по теме. Последние проходили в двух форматах: во-первых, доклады с обычными презентациями на слайдах, во-вторых, мастер-классы, на которых не только рассказывался, но прямо и показывался процесс работы.


Ваш покорный слуга со своими йориками

Мастера демонстрировали чудеса находчивости.
Поскольку не существует не только специальных школ и пособий, которые предлагали бы канонические методики, но и специальных материалов и магазинов, чего-нибудь вроде "все для реставрации скелета" или "набор юного реставратора", то каждый изгаляется, как может: самодельные мастики из туалетной бумаги, из упаковок из-под яиц (очень хорошая получается мастика, ведь в них добавляют антибиотики), обувная упаковочная бумага и пылесосовые фильры (это, оказывается, и есть та самая миколентная бумага) для изготовления мембран (например, плавников), зубные щетки для чистки мелких скелетов, зубоврачебные инструменты (из магазина "медицинский инструмент"), ювелирные инструменты, широкий спектр проволок и прочих стройматериалов из ассоритмента "Леруа Марлен" (строительные гипермаркеты рулеzzz), конечно же всякие примочки моделистов (особенно по части мастик, например "моделин") и художников; всяческие приемчики, хитрости, достоинства и недостатки самых разных клеёв - полиуретановых, эпоксидных, акрилатных, силиконовых; то же для разных раствориелей от воды с содой или детским мылом до ацетона; комариные оконные сетки в качестве арматуры под заплатки; глянцевая журнальная бумага как основа для воссоздания кожи; колорирование чаем; ультрасовременные пылесборные тряпочки (их можно встретить в "Окее" в разделе хоз.товаров для уборки) для щадящей чистки меха. И т.д.

Может, конечно, звучит всё это дико (надеюсь, никто не разочаровался слишком сильно, узнав, что архиценные экспонаты реставрируются туалетной бумагой :) ), но из таких материалов получается действительно здорово. И подбираются именно такие материалы отнюдь не по принципу "абы чем залатать", а с точностью до наоборот: это результат многолетних поисков и тщательного подбора свойств и качеств.


Стариков Юрий Владимирович из ЗИНа показывает, как реанимировать древнюю рыбину. Именно он реставрировал казанскую белугу

Конечно же, привлеченный тематикой конференции, вышел из сумрака и распространитель настоящих спец.материалов. Это оказалась фирма "Superwave group" в лице товарисча, который снабжает матералами музеи по всей России; однако у фирмы нет ни сайта, ни магазина, ни офиса, и единственный способ связаться с ней - это списаться с тем самым товарисчем и попросить у него каталог. Поговаривают, что он может добыть самые разные реставрационные материалы, так что, если кто занимается приведением в чувства каких-либо старых предметов, вам могут показаться небезынтересными его координаты:
igor.efimkin@gmail.com
Я и сама, понемногу занимаясь дома освоением искусства реставрации книг, подумываю, не посмотреть ли пресловутый каталог.

Подводя итоги, я поймала себя на мысли, что естественнонаучное реставраторское дело находится сейчас в таком стихийно нарождающемся протосостоянии, в каком находилась сама наука лет 200 назад. Наверно. Здесь непаханое поле работы, как прикладной, так и организационно-юридической. Интересно только, есть ли хоть какой-нибудь способ на Земле привлечь в это дело деньги?

ЗЫ *очорд, опять все вопросы свелись к деньгам :)))*
Tags: наукообразно, работа, события в жизни
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments