Женская имперсонация графа Дракулы (с) (acantharia) wrote,
Женская имперсонация графа Дракулы (с)
acantharia

Categories:
  • Music:

обзор литературы

24-томник оказался настолько разношерстен и цветаст, что я не смогла удержаться от того, чтоб написать его обзор. Он, конечно же, чисто субъективен и отражает лишь мои собственные симпатии, но, может, кто-нибудь из него что-нибудь да почерпнет :)

1. Моя тройка лидеров:

"Черный остров"
"Рейс 714"
"Дело Турнесоля"

"Черный остров" - вершина "дохэддокового" периода, хотя в широких кругах эта позиция будет наверняка оспорена в пользу "Голубого лотоса". На мой сугубо личный вкус "Голубой лотос" слишком политизирован и слишком предвзят в отношении некоторых отдельно взятых народностей, что полностью оправдано политической ситуацией тех времен, когда альбом писался, но немного обидно с позиции "вечных ценностей". "Черный остров" свободен от подобных вещей. Похоже, где-то между этими двумя альбомами Эрже выбрал кредо говорить о реально существующих вещах либо хорошо, либо ничего.
При первом прочтении "Черный остров" показался суховатым. Кажется, так сказалось отсутствие Хэддока. Но за 1,5 месяца дополнительных изучений альбома и чтений остального сериала ощущение чудесным образом выветрилось. Удивительно, как за 20 лет перевернулась система координат. Если раньше капитан был "наше всё", и даже в анкетке перед первым просмотром тинтиномульта я указала Хэддока в качестве основной причины похода на мульт, то теперь за каких-то полтора месяца бесхэддочный "Черный остров" по необъяснимым причинам оказался выше поздних шедевров вроде "Дела Тунесоля" или "Рейса 714".

"Дело Турнесоля" - общепризнанная вершина, и с этим невозможно поспорить. Это действительно ядрёный концентрат всего труЪ-тинтинского с лихо закрученной интригой, выполненный по всем законам тинтиновселенной, без единой капли воды и примеси экспериментаторства, etc etc etc. Короче, проще перечислить, чего есть лишнего либо недостающего в других альбомах, нежели восхвалять безукоризненность этого.

«Рейс 714» легкий и увлекательный, и лично мне показался одним из самых приятных для чтения. Он оставляет зеленое и солнечное послевкусие, как ни один другой альбом.
По содержанию "Рейс 714" - очень спорный альбом и многими не принимается так же, как "Тинтин и picaros". Действительно, в последних альбомах (не считая апостериорного незаконченного "Альф-арта") Эрже принялся экспериментировать со своим детищем, нарушая то или иное правило построения приключений.
Так, в "Изумруде Кастафиоре" Тинтину не приходится никуда ехать в погоне за приключениями, они сами нагрянут к нему домой. В "Рейсе 714" он с середины альбома перестает руководить событиями, вместо этого события берут его за руку и выводят из беды. В «Пикарос» он вовсе озвучивает отказ поучаствовать в приключениях.
Большинство тинтинофагов тихо бесятся, недолюбливая эти альбомы и считая их методичным разрушением тинтиновселенной. Но я побуду злобным циничным читателем, который никогда ничего не понимает так, как следует. Положим, исключения лишь подтверждают правило. Каждый из «исключительных» альбомов не рушит Тинтиновселенную, а наоборот, демонстрирует предельные случаи различных ее аспектов, ведь нет лучшего способа выявить свойства, чем поместить исследуемого в нетипичные условия.
В частности, "Рейс 714" доводит до апофигя неубиваемость Тинтина: даже когда Тинтин остается на необитаемом вулкане посреди океана во время извержения без средств связи и эвакуации, прилетают какие-нибудь инопланетяне ему на выручку.
Вообще-то, сами по себе инопланетяне ничего принципиально нового не привносят: научная фантастика уже была в лунных альбомах и «Таинственной звезде», мистика – в инковских альбомах. Напрячь (особенно традиционных тинтинофагов) может послушность Тинтина, с которой он идет по таинственному зову «сам не зная куда», вместо того чтоб самостоятельно изобретать пути спасения; но вообще-то это самое разумное, что можно было сделать в той ситуации. Да и потом, и в других альбомах он далеко не всегда спасается активно; тут гораздо важнее, что всегда, при любых обстоятельствах находится кто-то, кто его спасает.
После «Рейса 714» врагам Тинтина ничего не останется, как констатировать абсолютную безнадежность идеи сжить Тинтина со света.


2. Теперь о первых местах с конца: антирейтинг тинтинокомиксов.

Худшие альбомы, для меня лично, - "Тинтин и picaros" и "Destination - Moon". Но то, что они худшие для меня, не значит, что они худшие объективно. Я уже обнаружила тинтинофагов, для которых эти альбомы, наоборот, фавориты_номер_один.

На мой сугубо личный взгляд, "Тинтин и picaros" сильно недооценен и даже, пожалуй, не понят общественностью. Да, у меня остался какой-то не очень приятный осадок после его прочтения, из-за чего брать его второй раз неохота; тем не менее, комикс гораздо более "в русле", чем думает сообщество тинтинофагов.
Все пеняют на то, что Тинтин ведет себя, как слабак, отказываясь от участия в приключениях; но никто не задается вопросом, почему он это делает. А между тем, в качестве приключения здесь предлагается не забористое расследование, а идиотская провокация. Человеку с мозгом в голове (коим и является Тинтин) заведомо ясно, зачем всё это затевается и чем кончится. Какой ему кайф и смысл в этом участвовать?
В отличие от Тинтина, Хэддок ведется на провокацию, как безмозглый пятиклашка. Он отправляется приключаться даже не для того, чтоб спасти приятелей, попавших в неприятности, а для того, чтоб помериться известно чем с неким латиноамериканцем, который ведет себя, к слову, немногим умнее Хэддока. Отказ Тинтина от участия в этом приключении - это акт воспитательной работы над Хэддоком, попытка призвать его к дисциплине. Попытка окончилась неудачей, да; капитан настолько "заболел", что не поддался ни разумным доводам, ни даже "стоянию в позе". А всё потому что кто-то долбанул по его статусу, по его важному лицу, которое он демонстрирует общественности (как мы знаем, в Хэддоке это лицо сильно возобладает над нутром).
Но как только отпала необходимость использовать приключение в воспитательных целях, Тинтин на следующий же день примчался из ниоткуда на выручку своим друзьям и, что характерно, всех выручил. Вот только это была не его игра. Он в ней поучаствовал, как взрослый родитель иногда участвует в играх своих детей - помогает решать сложные технические задачи, "подруливает" игру так, чтоб она не стала опасна для играющих или их окружения, но старается минимизировать свое влияние на глобальный ход событий. В результате Тинтин увозит всех своих друзей в целости и сохранности назад в Европу, проводит своему латиноамериканскому приятелю революцию без единой капли крови, и конечным результатом его деятельности является то, что обычные жители далекой латиноамериканской республики даже не замечают, что что-то вообще произошло.
Балаган, которым является жизнь большей части персонажей "Тинтинокомиксов" (и большинства жителей Земли, наверно), кроме самого Тинтина, достигает здесь апофигея. Нигде не видно так ясно, насколько дурацкими и бессмысленными являются проблемы, мучающие их. В этом балагане Тинтин единственный ведет себя, как взрослый и как умный человек, и в этом он очень даже верен себе. Но вот только он тут почти что лишний, и уж точно какой-то нездешний.

Гораздо хуже обстоят дела с "Destination - Moon". Собственно, само приключение занимает там порядка 10 страничек между страницами 17 и 34, и то отрывочно. Добавим еще первые 9 страничек в качестве вступления; но всё остальное, как говорит Каролина, ВВВОДАААААААААААААААА. Тинтин присутствует, как неодушевленный предмет, либо отдыхающий в теньке, либо перевозимый кем-то с места на место; очевидно, его врисовывали в рамочки только потому, что комикс назван его именем. Остальные персонажи в его отсутствие занимаются дураковалянием и клоунадой. *интересно, кто-нить возьмется читать этот альбом после того, как я его так замочила?*
Тем не менее, "Destination - Moon" в моем личном рейтинге находится выше, чем "Picaros", наверно потому, что он, пусть и разбавленный водой до предела, не оставляет неприятного послевкусия.


3. Теперь осталось навесить остальным альбомам. Поскольку двое лидеров атирейтинга – это два единственных альбома, которые оставили явственно ощутимое неприятие, то ими двоими антирейтинг и ограничится, а все остальные разбегаются по непризовым местам рейтинга.

За тройкой лидеров следует когорта шикарственных альбомов, каждый из которых мог бы получить поощрительный приз за 4ое место:

Инковская дилогия («Семь хрустальных шаров» и «Храм Солнца») хороша и имеет все шансы попасть в фавориты. В моем личном рейтинге она не вышла на призовые места только потому, что я читала ее последней, когда уже все позиции рейтинга были определены.

«Акулы Красного моря» (= «Кокс на складе») – почти бессюжетные, но ядрёные морские приключения.

"Скипетр короля Оттокара": в целом забавная история, хотя под конец местами, кажется, искусственно растянутая до стандартных 62 страниц.

«Мы шагали по Луне» во времена своего написания был чистой воды научной фантастикой, но претворился в жизнь спустя всего каких-то 15 лет. Как это всегда бывает с фантастикой, ставшей жизнью, в жизни всё оказалось несколько иначе, чем в фантастике; поэтому человека, знакомого с техникой космических полетов, могут либо напрячь, либо повеселить спонтанно возникшие технические ляпсусы. Но надо помнить, что всё это было придумано одним человеком (ну максимум двумя) в те времена, когда даже спутник в космос не летал.
По части приключений этот альбом разительно отличается от предшествующей ему «Destination – Moon»: вся вода, кажется, осталась там, а тут одни только приключения. Если взять их двоих как дилогию, то можно решить, что у Эрже было слишком много материалу на один альбом, но слишком мало на два, поэтому он как следует укомплектовал «Мы шагали по Луне», а предисловие в лице «Destination – Moon» раздул до стандартного альбома, как получилось. В общем, эти два альбома не следует путать!

Специальный приз фестиваля получает «Тинтин в Тибете» - за особый эмоциональный строй и несколько исключительных в своей шедевральности эпизодов (чего только стоит «Хэддок и перец» или эпическое полотно «TCHANG!»)

Также отдельно хотелось бы отметить «Изумруд Кастафиоре» - экспериментальный альбом, всё действие которого происходит на территории замка Мулензар.

В квартете ранних альбомов («Америка», «Сигары фараона», «Голубой лотос» и «Сломанное ухо») «Голубой лотос» первый приобретает вид зрелых альбомов, и, кажется, им принято восхищаться в широких тинтиноведческих кругах, а вот «Сломанное ухо» кажется в некоторой степени откатом на уровень ниже, неприметный альбом, если не считать пары феерических убийств Тинтина. Зато «Америка» настолько улетно-аляповато-аркадна, что устоять невозможно. «Сигары фараона» - переходная форма от ранней аркадности к «лотосной» сурьёзности, но как результат какая-то вся неказистая.

Далее… кто еще люлей недополучил…

Прославленная и самая покупаемая в мире "Единороговая" дилогия – имхо, не самое вкусное, что есть в сериале. Как и «Краб с золотыми клешнями». Впрочем, фильм из них троих получился хорош.

«Таинственная звезда» - научная фантастика, позитивный взгляд на идею столкновения с астероидом.

И, наконец, «Страна черного золота». О ней я уже писала: из-за сложной судьбы книжка получилась какая-то лоскутная, разные ее части сделаны из совершенно разных материалов.


4. Если кто-нибудь когда-нибудь возьмется за Тинтинокомиксы, я бы посоветовала читать их не в порядке издания. Я бы рекомендовала такой порядок:

«Америка», «Сигары фараона», «Голубой лотос» и «Сломанное ухо» - 1-2 любых на выбор.
«Черный остров» и «Скипетр короля Оттокара» - любой на выбор.
Инковская дилогия
«Дело Турнесоля»
«Рейс 714»
«Черный остров» и «Скипетр короля Оттокара» - второй, непрочитанный.
«Тинтин в Тибете»
«Акулы Красного моря»
«Тинтин и пикарос»
Остальные в произвольном порядке до полного комплекта.

Кстати, есть еще "Альф-арт", который я усердно старалась не читать и так же усердно не включать в разборы полетов. Однако удержаться таки не смогла, и вот теперь он поселился у меня в голове.
Могу о нем сказать, что та часть, которая написана Эрже, шедевральна. Жаль, что он так и не закончен. Интересно только, Эрже сознательно остановился на очередной попытке убийства Тинтина, или это случайность? Потому что если сознательно, то что-о в этом есть такое, с глубоким подтекстом...
Tags: Тинтин, литература
Subscribe

  • (no subject)

    Таки поняла, почему кинчик и метальчик в моем восприятии так хорошо взаимодополняются. Просто восприятие уже давно настроено на этот лад, ясно чем 👇🏻…

  • (no subject)

  • (no subject)

    это всё из-за этой песни "Атаман". Она сработала, как "Eine Nacht in Ewigkeit"

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 62 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • (no subject)

    Таки поняла, почему кинчик и метальчик в моем восприятии так хорошо взаимодополняются. Просто восприятие уже давно настроено на этот лад, ясно чем 👇🏻…

  • (no subject)

  • (no subject)

    это всё из-за этой песни "Атаман". Она сработала, как "Eine Nacht in Ewigkeit"