Женская имперсонация графа Дракулы (с) (acantharia) wrote,
Женская имперсонация графа Дракулы (с)
acantharia

Categories:
  • Music:

сочиненьеце: третья порция


типа как прямое продолжение предыдущего куска.

Простите, мой моск немнго подвис; я десять раз перекомпоновывала этот кусок в разных порядках, поэтому возможно, что что-то с чем-то не оч согласуется; мой глаз слишком замылен, чтоб исправлять такого рода ошибки прямо здесь и сейчас.

***

Как правило, череда приключений, составляющих сюжет произведения, призвана развить характеры персонажей. Персонаж попадает в ту или иную ситуацию и получает некоторый опыт, благодаря которому растет над собой.
В Тинтинокомиксах всё наоборот. Развитие (видоизменение) Тинтина, а затем и добавившегося к нему Хэддока происходит без какой-либо зависимости от приключений, которые они переживают. Скорее наоборот: по мере того, как меняются Тинтин и Хэддок, приключения становятся всё более замысловатыми.

Первый альбом («Тинтин в Стране Советов») был аляповатой сшивкой нелепых гэгов и развесистой клюквы. Второй альбом – «Тинтин в Конго» – в общем-то, тоже. Несогласные, поднимите руку. Для детишек, о детишках и по-детски. В нелучшем смысле. Эрже был молод и зелен; он не придавал значения и не осознавал потенциала того, кого начал создавать.
С третьего альбома Тинтинокомиксы встают на правильные рельсы. По инерции «Тинтин в Америке» еще похож формой на предшественников: это аркадная бродилка (и не суть, что компов еще не было); тем не менее, качественно отличается тем, что главный герой приобретает гуманистическую осмысленность, хотя неявную пока ещё. Формируется «нуль-гипотеза» предстоящего исследования, которое проведет Эрже.
Дальше сериал стремительно мутирует в экшн-РПГ и натуральную литературу, а главный герой развивается из «дяди марио» в Общую Теорию человека. Всего через каких-то четыре альбома (6 лет реального времени) Эрже выдает безукоризненный во всех отношениях «Черный остров», а затем «Скипетр короля Оттокара», в которых уже четко обозначено всё, что обсуждалось в первой главе сочиненьеца.
Потом появляется Хэддок, и история выходит на новый виток. К теории добавляются поправки на реальную жизнь. Появление нового участника вывело из равновесия уже устоявшуюся систему, и еще 7 альбомов занял поиск новой гармонии. Постепенно мастерство Эрже достигает высшей точки, и он начинает выдавать один за другим «нарративные шедевры, такие как «Дело Турнесоля»» (ц).
Наконец, в последнем из опубликованных альбомов Эрже бросается в нигилизм и начинает бомбить самого себя, разрушает одну за другой все фирменные примочки, обуславливающие существование тинтиновселенной.


Любое сочинение сочиняется для того, чтоб поведать о мировоззрении автора. В обычных случаях автор, выступая в качестве независимого наблюдателя, демонстрирует судьбы каких-то людей и становление разнообразных личностей, а затем выносит вердикт: «ящитаю, он прав или не прав»; и, таким образом, на примерах из внешнего мира пытается воссоздавать систему мировоззренческих координат.

В отличие от этой общепринятой литературной традиции, Эрже никого постороннего не трогает, а рассказывает только о себе самом, о содержимом лишь своей собственной головы.
Подтверждением этому служит «синэргия» его персонажей: вместе они производят впечатление чего-то более цельного, чем каждый по отдельности.
Особенно сильно это проявляется в дуэте «Тинтин-Хэддок». Если кто-то из них выпадает «за кадр», сразу возникает стойкое ощущение неполноты – недостачи чего-то, необходимого для достижения убедительности. Тинтин без Хэддока слишком… эээ… модельный (математическая модель, а не подиумная, ну вы поняли), а Хэддок без Тинтина – слишком простой (обыденный, как в «Тинтин и Пикарос», или поверхностно-шутовской, как в «Цель – Луна»). Даже в «дохэддоковом» периоде Эрже предпринимал попытки дополнить Тинтина чем-то вроде капитана: его функции пытался выполнять Снежок, иногда Томсоны; но с ними не удалось добиться резонанса, такого же, в какой вошли Тинтин и Хэддок. Томпсоны слишком глубоко увязли в исполняемой роли, а Снежок достиг своего максимума в качестве человеческой сущности, и этого максимума оказалось недостаточно.
Как только подходящий персонаж нашелся, так сразу раз и навсегда утвердился в главных героях.

Если при отсутствии кого-то возникает ощущение незавершенности, то «полный набор производит впечатление, прямо противоположное – чего-то большего, чем просто «система» главных героев. Кажется, так: каждый по-отдельности – это идея о человеке, но за их суммой проступает настоящий, реально существующий человек. Кем еще он может быть, как не автором?

Спляшем от этого и предположим, что Тинтин и Хэддок - это не 2 самостоятельные личности, а 2 стороны натуры одного Эрже. Вон ведь психоаналитики тоже придумывают всякие раскладки души на отдельные компоненты (всякие «эго», «суперэго» и т.п.), но Эрже разработа своб систему, и она крутая.

Тинтин – это труЪ, Хэддок – житейское. Тинтин – врожденный разум и приобретенная ответственность, Хэддок – личностные и статусные примочки. У каждого человека в душе есть Тинтин и Хэддок, и их соотношение и взаимодействия меняются с течением жизни.
Тинтин существует с самого начала. Он вечно молод и не может не приключаться ( = в детстве-юности все активно познают мир и ищут приключений). В какой-то момент времени появляется Хэддок. Сначала он нелепый и опасный алкоголик ( = почти каждый чел проходит стадию безумного кутежа), он рискует даже ухайдачить Тинтина (см. «Краб с золотыми клешнями») и тогда остаться до конца дней неудачником и пропойцей, но если это ему, к счастью, не удается, то постепенно он, находясь под благотворным влиянием, набирается ума-разума и становится респектабельным членом общества.
Тинтин респектабельным членом общества не станет никогда. Он либо исчезнет из души человека, либо достигнет просветления.
Некоторое время Тинтин и Хэддок сосуществуют гармонично, это наиболее плодотворное время в жизни каждого человека. Это период молодости-зрелости, когда человек находится на высшей точке своих возможностей – физических, умственный и правовых.
Но рано или поздно настанет момент (даже у Эржэ, см. «Tintin & Picaros»), когда фокус начнет смещаться на Хэддока. Тинтин помаленьку отойдет на второй план и превратится то ли в эфемерного ангела-хранителя, то ли в путеводную звезду, светлую, но далекую.
Он то и дело появляется в кадре для того, чтоб отвести опасности и восстановить порядок, но всё чаще предстает как «фактор извне», в то время как в центре внимания находится Хэддок, и проблемы крутятся именно вокруг Хэддока.

В «Tintin & Picaros» Эрже сумел передать неуловимое изменение своего восприятия Тинтина. Теперь это не его внутренняя сущность. Кажется, Тинтин становится чем-то внешним и менее понятным [для него], хотя и не утратившим своего значения для душевной организации. На этой стадии Тинтин – это взгляд на молодость с точки зрения старости.
Можно долго перечислять по пунктам, что изменилось, но проще будет сразу обобщить: Тинтин вдруг приобрел черты хиппи.
С одной стороны, в таком прикиде он стал откровенно напоминать просветленного Цыпу Джо. С другой стороны, чтоб Тинтин да нацепил на себя какую-то роль, пусть даже это роль хиппи?
А Эрже – то ли он таким образом одобряет хиппи, показывая, что они близки к тому, до чего додумался он сам (и/или, может, ему самому хотелось пощеголять в хипповском прикиде, да возраст и статус уже не те, поэтому он и обрядил в хиппи своего вечномолодого героя), то ли, наоборот, пытается отстраниться от всех и всего, включая собственное детище: «Молодость, поиски приключений и просветлений – это теперь не моё, а вот ихнее».


Отдельный интерес представляют альбомы со специфической историей создания.

Тинтин в стране чёрного золота, декабрь 1950
Альбом военного периода со сложной судьбой. Начал писаться в начале Второй мировой; но вскоре после оккупации Бельгии немцами у Эрже начались проблемы, и художник вынужден был переключиться на другие, менее политичные альбомы, а «Страну черного золота» бросить на середине. Вернулся он к ней лишь спустя десять лет, в конце 40х. В итоге альбом оказался скомпонован из двух «антипараллельных» кусков: вступление альбома пронизано щемящим страхом в ожидании войны, но в середине тревожное напряжение переламывается и сменяется юмористично-оптимистичным гротеском на грани фарса.
Альбом интересен не столько приключениями, сколько глубокой точной передачей эмоциональных состояний самого Эрже.

Еще одним нетипичным эмоциональным состоянием примечателен Тинтин в Тибете, январь 1960. По слухам, Эрже писал его в период черной депрессии. На комиксе это отразилось в том, что Тинтин оказался необычно трогательный и всё время плачет :) Кратковременно поготичнел, в общем.

Альбомы такого рода важны, потому что показывают прямую связь формы комикса с состоянием внутреннего мира Эрже. Если бы все серии были эмоционально подобны одна другой, можно было бы говорить о том, что Эрже описывает кого-то постороннего. К слову, некоторые западные трактатописцы довскрывались до идей о том, что под видом персонажей третьего и далее эшелонов Эрже ссылается на персонажей своей биографии, а в качестве "второго дна" своего сериала шифрует историю своей семьи. Пожалуй, мы с западными трактатописцами даже не противоречим друг другу; просто западные трактатописцы распылились на мелочи и не докопались до главного: они совершенно не поняли, кто такой Тинтин. А ведь, между тем, Тинтин – это не просто Общая Теория человека, и придумана она не на пустом месте; Эрже откопал ее внутри самого себя.
Tags: Тинтин, литература, трактат
Subscribe

  • (no subject)

    Стоило затронуть тему чудодейственной силы внешности, сразу же [of course!] сбежались личности, которые "всё-таки Цой брал не внешностью и эпатажем,…

  • (no subject)

    Еще немного интертрепации Толкина. Об отношениях Фродо и Сэма. Екатерина Михайловна Шульман, российский политолог и публицист: Видна разница…

  • (no subject)

    Еще когда я была увлечена Принцем Асгардским, я заметила, что наша (впрочем, и забугорская тоже) публика в конце фильма не помнит, что было в начале,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments