Женская имперсонация графа Дракулы (с) (acantharia) wrote,
Женская имперсонация графа Дракулы (с)
acantharia

Category:

Проклятия и справедливость

статья о проклятиях http://tolkien.su/articles/curses/ Статья хорошая, и в моих размывшлизмах послужила незаменимым помощником, хотя у нас есть как разночтения, так и единомыслие, в частности, там показано, что Проклятие Мандоса - это именно проклятие, а не болтология. Фактологический материал по цитатам там собран прекрасный.

Меня сейчас будут интересовать только феанорово Проклятия Мелькора и мандосово проклятие Нолдоров. Как проклятия с наиболее далекоидущими последствиями.

Хорошо известна замечательная отмазка, будто мандосово проклятие - вовсе не проклятие, а предсказание. Однако, если проклятие сбывается, то оно автоматически становится предсказанием; если оно не сбывается, то это не проклятие, а пустая болтология. Поэтому любой проклинатель, если его проклятие сбылось, может объявить, что он вовсе не проклинал, а всего лишь предсказывал. На студенческом языке такая форма оправдания называется "я - не я, и попа не моя". Поэтому будем считать, что Мандос отвечал за свои слова, и если сказано "проклятие", значит, это проклятие.

Первым проклинателем в Арде стал Феанор (как показано в статье), что действительно симптоматично, хотя не в том смысле, на который намекает автор статьи. Мандос становится вторым проклинателем, что тоже симптоматично.
В частности: Феанор проклинает Моргота, назвав его Черным Врагом Мира, и не трогает больше ни одно живое существо. Таким образом, Феанор своим проклятием точно указывает источник всего зла в Арде; он указывает его в том числе Валарам, которые до сего момента то ли не могли, то ли не хотели понять и принять всю правду о Мелькоре. Проклятию предшествовала долгая работа по выявлению и расшифровке сучности Мелькора. Феанор становится первым, кто постиг всю суть и глубину Искажения и осознал необходимость бороться с ним, бороться всем миром, и ни на миг не прекращать борьбу.
Мандос проклинает народ Нолдоров, поднявшихся на борьбу с Морготом: это первый прецедент проклятия "своих" "своими" (вспомним Гэндальфское "Мы все здесь друзья. По крайней мере, должны ими быть; иначе, если поссоримся, наградой нам будет усмешка Мордора"). Его проклятие не борется со злом, а приумножает его.
Зачем вообще оно было озвучено? Оно не может быть справедливым воздаянием за инцидент в Альквалондэ, потому что:

1. Посмотрим внимательно, как описано альквалондское кровопролитие:
"When he judged that his strength was enough, he went to the Haven of the Swans and began to man the ships that were anchored there and to take them away by force. But the Teleri withstood him, and cast many of the Noldor into the sea. Then swords were drawn, and a bitter fight was fought upon the ships ... Thrice the people of Fëanor were driven back, and many were slain upon either side; but the vanguard of the Noldor were succoured by Fingon with the foremost of the host of Fingolfin, who coming up found a battle joined and their own kin falling, and rushed in before they knew rightly the cause of the quarrel"
Итого: Феанор начал не резать Телерей, а грузиться на корабли. Телери (!) затеяли (!) драку и побросали (!) Нолдоров (!) в море. Потом были обнажены мечи, и началось сражение. Когда, кем, при каких обстоятельствах были обнажены мечи? Можем ли мы со 100%ной гарантией утверждать, что первым обнажил меч кто-то из Нолдоров, а не из Телери??? Телери трижды разгромили Нолдоров, и обе стороны понесли много потерь. Если бы Телери были безоружным мяском, они не смогли бы трижды разгромить армию во всеоружии! Даже если у них были маленькие охотничьи луки, которые так упорно приписывает Телерям фэндом (хотя охотничьих луков не может быть много у народа, живущего морем), это не помогло бы им против военной брони!
Не будем вдаваться в подробности, откуда могли взяться мечи у Телери, так как нас сейчас интересует, кто виноват и в чем. Так, а) Феанор виноват лишь в том, что попытался присвоить чужую собственность; это был даже не грабеж, потому что при ограблении угрожают оружием, а Феанор просто начал грузиться на корабли. б) Имя того придурка, по чьей вине мордобой перерос в кровопролитие, кануло в ардынскую Лету; не известна даже его расовая принадлежность. Ардынское правосудие не стало проводить следствие и выявлять виноватого. Засим будем считать, что кровопролитие возникло стихийно, и виноватых нет.
Раз так, надо либо наказать всех кто лил кровь, либо не наказывать никого. В первом случае это значит, что надо наказать половину Нолдоров (феанорингов + авангард Финголфина) и половину Телери. Второе - это было бы по-христиански :))))))))
Тем не менее, наказание получает весь нолдорский народ + те аборигены Эндорэ, которые попытаются иметь дело с Нолдорами. Чем провинились аборигены? И почему не считаются виноватыми телери, пролившие нолдорскую кровь (самозащита? но ведь ясно дано понять, что не ясно, кому от кого пришлось защищаться)?

2. Содержание наказания: в Валинор нельзя (да вообще-то Нолдоры сами от него отказались), а в Эндорэ жизни не будет. А какое тогда место под солнцем оставили Валары Эльфам, которые, вообще-то, привязаны к этому миру больше, чем люди?
Проклятие исключает Нолдоров из бытия Арды, лишает будущего. Сравним это с пожизненным заключением: в заключении человек, будучи изолирован от общества, тем не менее сохраняет возможность наполнять смыслом свою жизнь: некоторые в заключении женятся, рожают детей, ударяются в религии, и по крайней мере хотя бы работают; а Нолдоры под проклятием попросту не могут извлечь из себя ни малейшей пользы. Любое их деяние обессмысливается, до конца времен. Является ли такое наказание справедливым для целого народа, который не только в прямом смысле создан для Арды, но и, строго говоря, является жертвой, а не создателем Искажения, и пытался бороться за благо Арды, а не за её разрушение?

Тут мне невольно приходят в голову мысли о том, что в Арде Искаженной первое, что должно было подвергнуться Искажению - это справедливость.
Тут сразу же вспоминается, что Мелькор 300 лет просидел тет а тет с Намо Мандосом. И что у Мелькора талант прополаскивать мозги Айнурам.
Вспоминается, что Феанор, впервые наложив проклятие на Мелькора и выгоняя его за порог, обзывает его "jail-crow of Mandos". Имя прозвучало не в тексте самого проклятия (какими словами распекал Феанор Мелькора в первый раз, осталось тайной для истории), а всего лишь в качестве прощального напутствия, тем не менее, Феанор, по всей видимости, предчувствовал определенную связь, а может, даже если не связь, то сходство методов и результатов двух Вал.
Tags: Толкиен, трактат
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments