Женская имперсонация графа Дракулы (с) (acantharia) wrote,
Женская имперсонация графа Дракулы (с)
acantharia

Category:

значение цвета

У Толкиена в Арде цвета имеют значение. Тот или иной цвет сопряжен с тем или иным персонажем, и связь всегда символична.
Значение цветов отлично от простого и примитивного деления на "свой-чужой". То есть цвета используются не для того, чтоб обозначить принадлежность себя (то есть того или иного персонажа) к тому или иному политическому течению/народу, а чтобы визуально рассказать что-то о себе.

Предпринимаю попытку раскодировать язык цвета (интересно, может, это уже кто-то делал до меня).

1. белый.

Смысл белого цвета раскрыт в разговоре Гэндальфа с Саруманом:
' "White! " he [Saruman] sneered. "It serves as a beginning. White cloth may be dyed. The white page can be overwritten; and the white light can be broken."
' "In which case it is no longer white," said I [Gandalf]. "And he that breaks a thing to find out what it is has left the path of wisdom."
Кроме того, что белый цвет служит началом, как белый лист, который можно исписать, или белый свет, который можно разбить на спектр, белый цвет означает так же важность, высокое положение среди «наших» (в смысле тех, кто не морготские) и радость.
Белый цвет проассоциирован с добром, потому что его взяла на вооружение Варда, «богиня» света, и большое количество хороших персонажей также одеваются в белое. Белый огонь, которым горят души Эльфов, означает, что они сохраняют первозданную целостность, не разбиты (сломлены). В белые одежды одеты Гэндальф и Глорфиндэл – Белые Всадники, антагонисты Черных Всадников: служители света против служителей тьмы. Белые одежды принцесс (Галадриэль, Аредэль, Эовин) символизируют как их чистоту, так и высокое общественное положение. В случае Эовин белый цвет также символизирует начало (точнее начало жизни до взросления): когда проходит ее весна и начинается лето, она одевает поверх белого платья синюю (то есть цветную) мантию. В случае Галадриэли и Аредэли он символизирует их служение свету (белая Аредэль-свет vs черный Эол-тьма). Белое знамя Правителя Гондора (по всей видимости, в данном случае просто как альтернатива черному королевскому знамени; особого смысла именно белого цвета знамени пока не вижу). Белый Город (шире – белые города Валинорских Эльфов и Нуменорцев) - город света, столица. Белые одежды Глоина в гостях у Элронда сообщают о важности гостя.
Однако белым является так же и злой персонаж – Саруман. Его приспешники помечены белой эмблемой.

2. черный.

Черный цвет ассоциируется, как правило, со злом, потому что его взяли на вооружение «боги» зла - Моргот и Саурон: их приспешники боятся света и прячутся во тьме, что позволяет им сделать сам черный цвет своим символом. Черная страна, Черная Твердыня, Черные Всадники, Черный Враг Мира. Занимаются погружением мира во тьму.
Однако черный цвет может использоваться и на стороне добра: Черный Изенгард (во времена создания Изенгард был доброй нуменорской крепостью), черное знамя Короля Гондора, черная форма Стражи Цитадели в Минас Тирите, черные траурные одежды Валаров, черная отделка Чертогов Мории, Эол Темный, Палантиры, Камень Эреха.
Таким образом, черный обладает тремя не связанными значениями: ночь, в интерпретации Моргота тьма; траур; тайное знание, наука. Почему знания? Черный цвет присущ Нуменору, причем доброму: черные артефакты созданы или привезены с Нуменора теми из Дунаданов, кто не поддался злу, в те времена, когда нуменорская раса еще была великой. Нуменорскую расу отличает обладание гигантским знанием и стремление к поиску нового знания (рассказ Фарамира о древнем Гондоре, который в поисках знания зашел в тупик и стал вымирать). Эол - ночной Эльф и великий мастер. Высокотехнологичные творения: Палантиры, башня Ортханк (простояла много тысяч лет - и ни царапинки). Чертоги Мории - сосредоточие кузнечного ремесла.

3. серый.

Символика серого цвета не вполне понятна.
Серый плащ Гэндальфа, серое платье Арвэн, серые одежды Ниэнны, Серебристые (Grey) гавани. Почему Арвэн носит серое платье, а не белое, как большинство женщин у Толкиена?
Серый цвет не является нейтральным или промежуточным между "белым" добром и "черным" злом (в противоположность, например, красному цвету равновесия в "Dragonlance"). Серый связан со стороной добра чуть ли не больше, чем белый: не могу вспомнить ни одного случая, чтоб морготовцы были покрашены в серый цвет.
Кажется, серый цвет символизирует минимализм (но не траурный, а наоборот, положительный: как антагонист тяги к излишествам), отсутствие радости ("серые будни", как антагонист белого - символа праздника, торжества и радости), а также работу. Интересно сопоставить пары: Саруман-Гэндальф и Галадриэль-Арвэн. Гэндальф находится "в тени" Сарумана, Саруман считается важнее, главнее; при этом Саруман - мудрец (сидит в башне и мудрит), Гэндальф - работник (странствует по Средиземью и делает дела). В момент перевоплощения в Белого Гэндальф становится не только работником, но и мозгом; поверх белого одеяния он продолжает носить серый плащ.
Галадриэль по рангу выше, чем Арвэн: Галадриэль - королева, Арвэн - принцесса; Арвэн, насколько можно посудить по некоторым намекам в "Легенде об Арагорне и Арвэн", не сидит без дела и вместе с Галадриэлью занимается какими-то интригами против Саурона, впрочем, такого четкого разделения на "мудреца" и "работника", как у Сарумана и Гэндальфа, нет.

4. цветные цвета (то есть настоящие цвета, не ахроматические) используются на порядки меньше.

4.1 красный.
Исключительно редок в Арде.
"Красных" персонажей нет вообще, красных сооружений тоже. Красный в символах: красная эмблема Ока Мордора, красное Кольцо Огня - Нарья, Красная Книга, Красная Стрела Гондора - знак войны.
Красный, очевидно, символизирует огонь: как служащий добру (Нарья), так служащий злу (Багровое Око). Война - тоже своего рода огонь.

4.2 синий.
Абстрактная мудрость (в противоположность черному, обозначающему знание, науку). Синие маги, синее платье Лючиэни, синие одежды Манвэ, синий кафтан Тома Бомбадила. Синюю мантию с золотыми звёздами одевает Эовин в момент перехода от юношеских суицидальных настроений и максимализма ко взрослой мудрости, стремлению творить и исцелять.

4.3 зеленый и бурый.
Цвета природы. Радагаст Бурый, зеленые одежды Йаванны и Златеники, зелено-бурые(?) одежды лесных эльфов.

***

Дом Феанора на полных и законных основаниях может быть черно-красным. Черный как основной цвет символизирует приверженность Дома поиску знаний, научному мировоззрению (насколько научное мировоззрение возможно в Арде :) ); кроме того - траур по Мириэли, затем по Финвэ и по самому Феанору. Красный как добавочный цвет - в знак Тайного Огня, который горит в Феаноре.

***

Цвета волос по крайней мере у Эльфов также подчиняются цветовым правилам.
Черные волосы у Нолдоров - эльфов, изучающих мир.
Красные волосы - редкие; у огненных и военных эльфов (кузнец, великий воин).
Феанор черноволосый, потому что он больше ученый, чем кузнец.
Светлые волосы бывают двух разновидностей - золотые и серебряные. Смысл мне пока не ясен; но похоже, что золотой имеет то же значение, что и синий. Золотые волосы у Ваниаров - как символ абстрактной мудрости vs черные волосы Нолдоров - как символ конкретных знаний. Золотой цвет (в целом, а не просто цвет волос) сопряжен с синим и ещё с белым: золотой узор на синем платье Лючиэни, сине-золотой герб Финголфина (впрочем, гербы - тема отдельная), Золотой Лес и его Белая Владычица. Какие-то расхождения по значению между золотым и синим все-таки должны быть. Но, может, и нет :)
Серебряные волосы, кажется, имеют то же значение, что серый в одежде.
Tags: Толкиен, трактат
Subscribe

  • (no subject)

    идеальный советский человек по-ефремовски: грёб уголь, занимался поэзией, любил sssssexsss, влетал на неприспособленном планетолете в ледяную…

  • *издевается*

    А что, действительно хороший способ проиллюстрировать неприменимость кладизма к объектам, существующим во времени (в т.ч. к палеонтологическим…

  • кинчик и эволюционная история готов

    Карельский домик был оснащен беспроводными колонками, что позволило нам с ребятами диджеить саундтрек. И вот, как-то раз наш друг П. включил нам…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments

  • (no subject)

    идеальный советский человек по-ефремовски: грёб уголь, занимался поэзией, любил sssssexsss, влетал на неприспособленном планетолете в ледяную…

  • *издевается*

    А что, действительно хороший способ проиллюстрировать неприменимость кладизма к объектам, существующим во времени (в т.ч. к палеонтологическим…

  • кинчик и эволюционная история готов

    Карельский домик был оснащен беспроводными колонками, что позволило нам с ребятами диджеить саундтрек. И вот, как-то раз наш друг П. включил нам…