Женская имперсонация графа Дракулы (с) (acantharia) wrote,
Женская имперсонация графа Дракулы (с)
acantharia

Category:

цитаты о Феаноре: продолжение

(18) Now even while Fëanor and the craftsmen of the Noldor worked with delight, foreseeing no end to their labours, and while the sons of Indis grew to their full stature, the Noontide of Valinor was drawing to its close. For it came to pass that Melkor, as the Valar had decreed, completed the term of his bondage, dwelling for three ages in the duress of Mandos, alone. At length, as Manwë had promised, he was brought again before the thrones of the Valar. Then he looked upon their glory and their bliss, and envy was in his heart; he looked upon the Children of Ilúvatar that sat at the feet of the Mighty, and hatred filled him; he looked upon the wealth of bright gems, and he lusted for them; but he hid his thoughts, and postponed his vengeance.
Переломный момент, корень зла, начало конца. До этого – всё отлично: народ любит Феанора, Феанор радуется своим трудам, Финвэ радуется пополнению своего семейства, Нолдоры радуются достижениям Феанора, Финвэ и себя любимых, все довольны. Подчеркиваю: все. Никаких раздоров даже в зачаточном состоянии нет ((16)).
И вот, в эту почти абсолютную идиллию, нарушаемую разве что смертью Мириэли (но даже с этим Финвэ и Феанор всё-таки сумели как-то сжиться), внедряется Мелькор-Моргот, и вместе с ним в одночасье и зависть, и ненависть. Не Валары придумали эти два чувства, и не Эльфы: их придумал Моргот и влил в валинорскую идиллию.
А главное – то ли он понял, то ли у него само собой получилось, что для развала идиллии не обязательно сразу всё крушить, достаточно лишь распространять по округе свои морготские эмоции. Это было особенно легко после того, как Валары приучили Эльфов к мысли, что слушать валарские подсказки – полезно.

(19) Now in his heart Melkor most hated the Eldar, both because they were fair and joyful and because in them he saw the reason for the arising of the Valar, and his own downfall. Therefore all the more did he feign love for them and seek their friendship, and he offered them the service of his lore and labour in any great deed that they would do.
Показательно, что у Толкиена самое большое зло всегда балакает слаще всех и больше всех. Здесь я хочу обратиться к ВК, так как там эта тема раскрыта очень хорошо.
Вспомним, как Грима убалтывает Теодена, Саруман убалтывает Белый Совет, Суарон убалтывает Келебримбора и Эрегионских Нолдоров. Много-премного длинных речей, которые имеют благообразную внешность и тухлое нутро; к ним так сходу и не прикопаешься – кажется, что они исполнены самых благих намерений, но воздействуют они на реципиента разлагающе, лишают бдительности и сил, выращивают в его сознании какую-нибудь превратную картину мира. И вот когда противник оказывается полностью дезориентирован и дезорганизован речами, зло переходит к силовому разрушению.
А добро у Толкиена – это воин с мечом наголо. Правда, вариаций внешнего вида и, скажем так, особенностей отношения к мечу у добра гораздо больше, чем вариаций зла. Это может быть совершенно прямой и бесхитростный рубака, как Боромир, вообще не признающий какие-либо заумности и осмысленные речи как атрибут добра. В его представлении, как только начинается болтовня, начинается зло. И его точка зрения имеет право на жизнь, так как перед ним история Трех Эпох Мира, в каждой из которых есть яркие примеры того, как зло использовало разговоры в качестве своего главного инструмента, и использовало эффективно.
На примере Боромира, правда, Толкиен показывает, что впадать в эту крайность и полностью искоренять какие-либо осмысленные речи нельзя: спрямление и упрощение приведет ко злу, хотя в этом случае и обходной дорогой. Дело в том, что наука и софистика – это немного разные вещи, и если софистика – инструмент и атрибут зла, то наука, знания – это атрибут добра. И отвергать знание только потому, что оно внешне имеет общие черты с софистикой – это неправильно.
Именно так считает Фарамир, и его точка зрения тоже имеет право на жизнь. Подчеркивается (см. «Окно Заката» и «Запретное Озеро»), что Фарамир НЕ считает воинов вторым сословием, НЕ относится к ним пренебрежительно, наоборот, он одобряет существование воинов, поскольку всё доброе и светлое нуждается в защите; но он считает, что воин должен помимо воинского искусства обладать и каким-либо созидательным искусством, то есть воинское искусство должно быть второстепенным или хотя бы одним_из умений воина. И показано, что Фарамир является как минимум таким же эффективным воином и тактиком, как Боромир, хотя этого и не признает его отец (кажется, что только отец и не признает).
Тип Фарамира – самый добрый из всех добрых типов Толкиена: так, Королем Гондора становится воин, чья рука одновременно является рукой целителя. Эовин в конце концов «взрослеет», приняв идею о том, что быть воином и созидателем гораздо круче, чем просто воином (и эту идею внушает ей никто иной как Фарамир).
Впрочем, меч в руках воина не обязательно должен быть материальным. Так, Эльфы в ВК почти не участвуют в битвах и саблями не машут; но они ведут с Сауроном войну информационную. Галадриэль чуть ли не прямым текстом сообщает Фродо о своих боевых действиях против Саурона («не думай, что лишь пением среди деревьев, или даже тонкими стрелами эльфийских луков сохраняется и бережётся от Врага земля Лотлориена. Я скажу тебе, Фродо, что даже во время нашего с тобой разговора я постигаю Темного Властелина и познаю его замыслы, по крайней мере, ту их часть, что касается Эльфов» ц Зеркало Галадриэли ). Или хоббиты, которые, не смотря на внешнюю миролюбивость, и мечами горазды помахать, когда это уместно, и, главное, идут устраивать мегадиверсии и бадабумы.
Таким образом, добро у Толкиена – это воин, наделенный знаниями и мудростью, и в мирное время превращающийся в созидателя, или, наоборот, созидатель, который во время угрозы своему наследию, своим творениям, выхватит саблю и постоит за себя и свои творения. В общем, Оптимус Прайм.
И первым Оптимусом Праймом, возвращаясь к Сильмариллиону, является Феанор.
Однако в Предначальной Эпохе, на заре всего, у Эльфов еще не было такого опыта и знаний о природе и свойствах зла, как в Третью Эпоху; и Валары ничего не могли поведать им на эту тему, поскольку сами были в полном неведении, по крайней мере те из Валаров, кто принимает решения (it seemed to Manwë that the evil of Melkor was cured. For Manwë was free from evil and could not comprehend it). Засим Эльфам пришлось всё выяснять на собственном опыте и шкуре. Удивительно ли, что Эльфы, будучи до кучи сбиты с толку ошибочными Валарскими заверениями ((18) конец комментария), не сразу разобрались в источниках зла? Именно поэтому Феанор, уже чувствуя, что началась его травля, поначалу наставил меч не на Моргота, а на Финголфина, защищая свою честь и доброе имя от лжи, которую, как ему казалось, внушал Финголфин отцу (а на самом деле внушал Моргот и Феанору, и Финголфину, и Финвэ, и всем-всем-всем).
Следует отметить, что при этом к Морготу у Феанора было отношение гораздо хуже, чем к Финголфину. На Финголфина он просто наставил меч, а Моргота спустил с лестницы и прогнал пинками (цитата будет дальше). Сказано так же, что среди Детей Эру он ненавидел Моргота сильнее всех, и что он относился к Морготу с подозрениями и не слушал его (20).
Мне это видится так, что Мелькор пришел к Феанору однажды и наговорил ему сладких речей о том, что его брат де собирается то ли отбирать у него любовь отца, то ли подрывать его авторитет – что-нибудь эдакое, дискредитирующее доброе имя Финголфина. Для Феанора это был первый случай, когда кто-то о ком-то рассказал какую-то гадость, поэтому он сразу насторожился и впредь относился с подозрением; но крупица лжи всё же просочилась в его сознание и начала там потихоньку травить, подогреваемая, к тому же, нарастающими страстями в народе.

(20) Melkor indeed declared afterwards that Fëanor had learned much art from him in secret, and had been instructed by him in the greatest of all his works; but he lied in his lust and his envy, for none of the Eldalië ever hated Melkor more than Fëanor son of Finwë, who first named him Morgoth; and snared though he was in the webs of Melkor's malice against the Valar he held no converse with him and took no counsel from him. For Fëanor was driven by the fire of his own heart only, working ever swiftly and alone; and he asked the aid and sought the counsel of none that dwelt in Aman, great or small, save only and for a little while of Nerdanel the wise, his wife.
Очевидно, Феанор очень быстро понял, что своим умом разбирается в предмете (любом) лучше, чем знают предмет советчики, поэтому, приобретя в юности базовые навыки работы, дальше заниматься творчеством начал сам по себе. Он творил сам, а не воплощал чьи-то идеи своими руками.
К мнению Нерданели он прислушивался, потому что их духи были во многом похожи: именно поэтому они сошлись, и именно поэтому он принимал её мнение (советы) на первых порах ((13)). В дальнейшем, когда начала распространяться морготская ложь, Феанор, несомненно, почувствовал это распространение и в целях самозащиты решил полностью изолироваться от каких бы то ни было проникновений чужих идей в свое сознание, поэтому отринул даже советы Нерданели. Ведь он ещё не мог знать, с какой стороны просочится морготова ложь! Как он при этом допустил проникновение явно морготской идеи о том, что его единокровные братья замышляют что-то против него? Возможно, потому что это была первая идея, которую попытался внушить ему Моргот. После первой же идеи Феанор «закрылся», но во время внушения первой идеи защиты еще не было.
Возможно, если бы Феанору дали больше времени и очистили бы его окружение от происков Моргота, то он сумел бы своим умом разобраться в том, что настрой против единокровных братьев ему тоже внушен Сами-Знаете-Кем. Но вместо этого он был поставлен в жесткий цейтнот, о плачевных последствиях которого широко известно.
Tags: Толкиен, трактат, хардкор и Феанор
Subscribe

  • (no subject)

    стащено у umiq https://umiq.livejournal.com/2210.html _____________________________________ По рекомендации одной женщины я углубилась…

  • (no subject)

    Я ванговала, что "марвел" решил сменить целевую аудиторию, и... блин, лучше б я ошибалась >____< В фандоме, наконец, появилась активность, но -…

  • Старкон

    Итак. Могло бы быть и лучше, но в целом скорее хорошо. Сначала о плохом. Больших минусов ровно два. 1) Огромный конвент, сдирают за вход…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments

  • (no subject)

    стащено у umiq https://umiq.livejournal.com/2210.html _____________________________________ По рекомендации одной женщины я углубилась…

  • (no subject)

    Я ванговала, что "марвел" решил сменить целевую аудиторию, и... блин, лучше б я ошибалась >____< В фандоме, наконец, появилась активность, но -…

  • Старкон

    Итак. Могло бы быть и лучше, но в целом скорее хорошо. Сначала о плохом. Больших минусов ровно два. 1) Огромный конвент, сдирают за вход…