Женская имперсонация графа Дракулы (с) (acantharia) wrote,
Женская имперсонация графа Дракулы (с)
acantharia

почему фанфикописание - зло.

фанфикописание существует, по правде сказать, с незапамятных времен. Энеида - фанфик. Библия - сборник фанфиков, причем еще и по устному оригиналу =\. Про Махабхарату я где-то читала, что она создавалась 7 веков. Ясно, что один человек не мог ее писать все это время... значит, тоже фанфик.
Так что неудивительно, что все сколько-нибудь интересные литературно-кинематографические произведения нашего времени, особенно фантастического жанра, обрастают длиннющими фанфикописными продолжениями. Народу во все времена хотелось "почитать еще" про любимых героев.

Но только переходит ли количество в качество?
Когда один автор пишет (снимает) оригинальное произведение, он не просто придумывает вселенную и весёлые приключения. Они являются лишь каркасом, который "одевается" всяческими идеями, мировоззренческими концепциями, коанами, как балочная конструкция покрывается стенами, кровлей, декором и лишь тогда превращается в дом. Смысловой "декор" в произведении важнее, чем приключенческий "каркас", и именно за декор публика и начинает любить произведение и его героев. Но когда автор сочиняет оригинальное произведение, он долго готовится, вкладывает в него свое все свое мировоззрение; у него каждый герой и каждый поступок не просто так, а с каким-то смыслом. А когда автор пускается в продолжательства и раздувает свое произведение до десятков томов... уж извините, автор, даже самый гениальный, всего лишь человек, и объять свои мировоззрением всё содержимой всей Вселенной, хоть убей, не может, а раз так, и его мировоззрение, какое бы богатое и интересное оно ни было, всё же ограничено, автор выкладывает его всего в сравнительно небольшом объеме одного-двух- максимум трех томов, а дальше начинается размусоливание. Новых и оригинальных смыслов, чтоб занавесить сюжетно-приключенческий каркас, больше взять неоткуда, и превращается его произведение в приключения ради приключений. И цель у них одна - чтоб как можно дольше побыть рядом с однажды созданными персонажами. Дай бог, чтоб в процессе размусоливания персонажи остались в исходном качестве, не потеряли своей прелести. А то ж есть риск, что по мере пустого и бессмысленного размусоливания их интересность и оригинальность канет в ту же лету, куда и смысловой декор всего произведения в целом: автор всего лишь человек, и личность у него одна (максимум две, но тогда его будут лечить в психушке), так что рисовать много героев по своему образу и подобию нельзя - получится армия клонов; в оригинальном произведении небольшого размера (1-3 книги/фильма) автор рисует портреты личностей своих героев (а личностей для хорошего произведения надо создать много) несколькими "штрихами", всегда оставляя место для домысла, создавая ощущение, что личность героя не ограничивается теми качествами, которые успели нарисоваться в произведении. Многие пунктики к портретам своих герое он добавляет, возможно, вообще интуитивно, не имея сознательного стремления наделить их теми или иными качествами. И так, наполовину благодаря вдохновению, наполовину благодаря случаю, в произведении появляются герои, которые выглядят умнее и духовно выше, чем и автор, и читать.
Но когда автор пускается в продожательство, он, во-первых, уже не имеет того вдохновения, которое превращало его героев в сверхчеловеков, мессий, пророков; во-вторых, он сталкивается с необходимостью расширять психологические портреты героев, делать их более подробными, а подробности зачастую вступают в конфликт с ранее созданным образом, противоречат пунктикам, возникшим случайно благодаря интуиции; в-третьих, автор хочет удивить, сделать какой-нибудь неожиданный поворот, но если ему уже удалось добиться совершенства в изображении героев, то радикальное уклонение в сторону будет означать регресс по сравнению с совершенством. Засим чем больше раздувается произведение, тем меньше остается в героях собственной индивидуальности, геройскости и сверхчеловечности, тем больше они становятся самыми обыкновенными людьми. А обыкновенные люди не влюбляют в себя публику.

Еще хуже, если продолжение пишет не сам автор, а его последователь-фанфикописец. Потому что у автора, по крайней мере, есть талант, которые позволил ему написать исходник, а у фанфикописца такого таланта нет и в помине. Иначе он сам был бы автором, а не фанфикописцем.
Когда за произведение берутся фанфикописцы, они лишают героев последних крупиц оригинальности, начинают приписывать им всякие гадости, которые, как им кажется, интересно и важно было бы добавить к такой-то личности, но которые в принципе не могут существовать у той личности, которая описана в исходнике; они помещают героев в слезоточивые ситуации, делают из них великомучеников и страдальцев, потому что им, как поклонникам, хочется испытывать жалость к героям, так как жалость усиливает влюбленность.
И так сосредоточие мудрости, каким было исходное произведение, превращается в потакание фанатским эмоциям любовно-сексуального характера.

Засим можно смело не читать и не смотреть фанфикописание.
Tags: кинематограф, литература
Subscribe

  • (no subject)

    через неделю в первый раз в первый класс

  • (no subject)

    Дока доросла до философии. Так, однажды она выдала мне такое рассуждение: "Вселенная бесконечная. Потому что как представить ее конец? Ведь если…

  • Из этого можно было бы делать веселые аттракционы для народа

    Любой родитель передает потомству своих таракашек. Я в субботу приобщила Доку к чудесам микробиологии. На самом деле, пара элементарных фокусов,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • (no subject)

    через неделю в первый раз в первый класс

  • (no subject)

    Дока доросла до философии. Так, однажды она выдала мне такое рассуждение: "Вселенная бесконечная. Потому что как представить ее конец? Ведь если…

  • Из этого можно было бы делать веселые аттракционы для народа

    Любой родитель передает потомству своих таракашек. Я в субботу приобщила Доку к чудесам микробиологии. На самом деле, пара элементарных фокусов,…