Женская имперсонация графа Дракулы (с) (acantharia) wrote,
Женская имперсонация графа Дракулы (с)
acantharia

кусочек мыслишек о цивилизации

Ну не дает мне покоя, что гуманитарии неспособны дать четкое определение цивилизации!

Продолжаю развивать мысль о том, что цивилизация - это активная способность защищать население от напастей, а культура - это пассивная совокупность достижений и накопленных ценностей.

Прозвучало мнение, что цивилизация защищает себя, а не население ( http://community.livejournal.com/global_risk/69043.html ). Однако если цивилизация - это активный процесс, то существовать вне людей она не может: это система действий и взаимодействий людей в пределах общества. Таким образом, "цивилизация защищает себя" значит "совокупность людей защищает совокупность людей". Другое дело, что в процессе защиты выживают не все из этой совокупности. Вопрос в том - какой процент выживет.

Цивилизация в том виде, в каком она есть у человека, органично возникает из общей для всех млекопитающих стратегии выживания путем изменения условий среды вокруг себя на более благоприятные. Если бы цивилизованными были, например, птицы, имеющие стратегию выживания путем избегания неблагоприятных условий и перемещения в условия благоприятные, то цивилизация имела бы принципиально иной вид, чем человеческая. Наверно, это была бы цивилизация одноразовых предметов, которые можно бросить после одного сезона эксплуатации (ой, блин, а не мутирем ли мы в перелетных птиц???). Но все-таки человек изначально был не перелетной птицей, а обычной обезьяной, поэтому его цивилизация направлена на консервирование благоприятных условий на одном и том же месте обитания.

В ходе своей деятельности цивилизация эксплуатирует культуру, то есть совокупность достижений (всяких ноу-хау, полезных идей и прочих достижений мысли, как в виде нематериальных идей, так и в виде воплощенных в материальные предметы культуры). Без цивилизации культура будет просто мертвым набором предметов, который археологи будут выкапывать из земли. Поэтому в отношении любого вида, у которого признается существование культуры, следует признавать и существование протоцивилизации. Это я всё к тому, что нельзя провести четкую границу, когда цивилизации еще не было и когда она вдруг возникла. Древние Египтяне, конечно, первые очевидно цивилизованные, и более цивилизованные, чем какие-нибудь неолитические люди; но неолитические люди более цивилизованные, чем, например, волки, у которых есть ноу-хау охоты, но нет огня и наскальной живописи; а волки более цивилизованные, чем, допустим, ежики (если ежики тоже имеют какие-нибудь ноу-хау и равны волкам, пусть они простят мое невежество).
Так что, вот, цивилизация не с неба упала.

Но не буду сейчас вдаваться в рассуждения, с какого момента и по каким признакам считать общество по-настоящему цивилизованным, а сконцентрируюсь на исходном тезисе.

С какими проблемами может столкнуться цивилизованная популяция млекопитающих, сидя на одном месте (в смысле, не перелетая из Арктики в Африку)?
1. Стихийные бедствия.
Что делать?
а) Помолиться ответственным божествам. О да: если как следует наблюдать за миром, то вскоре бросается в глаза факт, что мир не хаотичен, а подчиняется неким законам. Следующим шагом будет домыслить могещественное разумное существо, которое сидит где-нибудь на небе (поэтому его не видно) и управляет процессами. Доказать или опровергнуть существование существа невозможно, неопровержим один лишь факт: в природе действуют законы. Поэтому вполне логичным, первым, самым простым шагом управления природой будет помолиться существу - источнику законов.
б) Шагом вторым будет, разобравшись в законах, попытаться самим порулить, используя законы. Посторить сейсмоустойчивые, несмываемые, несдуваемые, несгораемые здания. Создать службы спасения и инструкции на случаи ЧП. Попилить в лесу просеки и создать организованное лесничество.

2. Суровый климат.
Что делать?
а) см. п.1а
б) Утеплить здания, пошить теплую одежду, создать коммунальные службы для приведения территорий в пригодное для жизни состояние.

3. Голод (нехватка продовольствия).
Что делать?
а) см. п.1а
б) взять под контроль производство пищи (то есть создать сельское хозяйство), создать запасы продовольствия.

4. Темные стороны человеческой натуры.
Самый щекотливый пункт, так как из него-то и разрастаются то и дело сбои, когда цивилизация набрасывается на своих же граждан. Защищаться от темных сторон человеческой натуры необходимо, так как человек - животное достаточно тупое, то и дело разводит демагогию про саморазрушение, то и дело пытается претворять ее в жизнь, не осознавая бесполезности и вредности подобного подхода для себя же любимого; однако это получается война против своих же, как аутоимунная реакция.
Что делать?
а) создать законы, нормативы и т.д., в которых расписаны допустимые пороги проявления темных сторон, а также меры, которые следует принимать по отношению к недопустимым проявлениям.
б) создать государства, полиции и суды, которые занимаются организацией общества и нейтрализацией элементов, недопустимо проявляющих темные стороны.

Простой маленький вывод: мы видим, что религия - неотъемлемая часть цивилизации, особенно с учетом человеческой потребности иметь над собой Господина. Удобно: и идеальный сверхдоминант есть, которого можно наградить всеми положительными качесвтами доминанта, который будет выше всех царей и боссов, и которого, как любую мечту об идеале, можно любить беспредельно; и ему же и молиться можно при решении стоящих перед цивилизованным обществом задач. Правда, здесь таится источник еще одного цивилизационного сбоя: когда цивилизация, в силу человеческой лени, трусости, невежества и неуверенности в собственных способностях, концентрируется на выполнении лишь пукта "а" и все проблемы пытается решать замаливанием божеств.
Tags: трактат, цивилизация и качество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments