Женская имперсонация графа Дракулы (с) (acantharia) wrote,
Женская имперсонация графа Дракулы (с)
acantharia

Бодхисаттва Далекой галактики ч.2

Итак, мы продолжаем кэвээн звездонутое душекопание :-)
***


:15 Luke Skywalkers: by ~Callista1981 on deviantART

6. если явное различие между отцом и сыном проявилось в отношении к приказу и к убийству, то скрытое, глубинное различие между ними – в мозге. Если в двух словах: у Анакина мозга нет, а у Люка есть и очень могучий. Однако тут надо остановиться подробнее.
«Мозг» - он же «внутренний стержень»: это способность независимо и непредвзято мыслить, четко определять для себя границы плохого и хорошего, дозволенного и недопустимого (а определить их нельзя, не умея независимо мыслить, поэтому «мозг» и «нравственный стержень» являются во многом синонимичными, по крайней мере сцепленными). В совокупности мыслительная способность и нравственность порождают в человеке такие свойства как благородство и мудрость. Мудрость – потому что соображалка позволяет выискивать причины и предсказывать следствия; благородство – потому что мудрый человек будет понимать бесполезность и вредность гнусности.

7. Так вот, у Анакина не было ни независимой соображалки, ни твердой морали, ни мудрости, ни благородства. Вот попал он в большой мир, но совершенно не знал, что в этом мире хорошо, а что плохо, стал метаться из стороны в сторону. Всякие мудрецы и Мастера вешали ему лапшу на уши, а он и разобраться не мог в том, что ему говорят, все принимал на веру. В конце концов, запутался настолько, что решил короче всех убить, оставить одного самого сладкоголосого и вручить ему все рули. Без разбору, кроется ли за сладкоголосостью что-то конструктивное.
Им манипулировали, его использовали, а он только и рад был плыть по течению, когда решения принимает кто-то другой. Хотя достаточно было всего лишь подумать, какие из открывающихся перед ним дорог порочны и ведут к хаосу, а какие вели бы к светлому будущему.
Анакин даже если и думает, то думает «не о том». Например, в ключевой сцене: Анакин и Амидала смотрят друг на друга через пространство, а Винду в это время арестовывает будущего Императора. По идее, Анакину в это время следовало бы думать о том, что будет, если он защитит Темного Джедая и тот придет к абсолютной власти. А он не думает, он страдает по Амидале. Он не думает даже о том, что Амидалу можно спасти, показав ее медикам, а не Тёмным Джедаям.
Он вообще не думает. При том, что решение просто и очевидно.

8. В противоположность Анакину, у Люка мозг задействован на полную мощность. Он не только в переделках лихо импровизирует, у него есть четкое понимание как текущих глобальных событий, так и вечных законов. Так, например, он вполне ясно понимает, что террором не добиться мира и счастья, и что разрушение – оно на то и разрушение, оно не может созидать. Есть издревле известная мудрость: как хочешь, чтоб с тобой обращались люди, так и сам обращайся с ними. Империя действует методами террора и тирании, значит, она не может быть конструктивна. И вот Люк выслушивает те же сладкоголосые песни про порядок в Галактике, которые когда-то слушал Анакин, но – предпочитает упасть в бездну, нежели примкнуть к этой организации даже в руководящем положении.

9. Еще у него самого начала присутствует острое стремление к самостоятельности. Порой даже слишком острое. Он всё делает вопреки тому, что ему велят. Дядя велит сидеть дома, а он едет роботов спасать. Бен велит сидеть смирно в рубке и ждать его возвращения, а он идет в тюремный блок спасать Принцессу. Йода запрещает брать оружие на испытание, а он берет. И, наконец, Бен велит убить Вейдера, а он принимается возвращать Вейдера на Светлую сторону. А ведь до него такого не делал никто.
Но Люк действует не просто вопреки. Он действует в первую очередь по собственному разумению – так, как, он сам считает, будет лучше. Просто его разумение часто не совпадает с тем, что положено думать официально.
В своих соображениях он руководствуется не только своим умом, но и – совестью. По совести, для него немыслимо убить своего отца. Разум, со своей стороны, позволяет вычислить в Вейдере проблески добра (именно вычислить: «Ты не смог меня убить в прошлый раз… почему не смог?»). И вот, взвесив все свои соображения, он принимает решение делать то, чего не делал никто.

10. А не делали про простой причине. Джедаи испокон веку руководствовались Кодексом. Кодексом, навязанным извне. А потому разучились думать о том, что такое хорошо и что такое плохо. Кодекс четко разделял Светлую и Темную стороны. Кодекс предписывал, что раз ступив на Темную сторону, назад уже не вернуться. Никто из Джедаев не мог даже допустить мысль о том, что может быть иначе. Джедаи привыкли слепо следовать Кодексу. Даже Оби-Ван и Йода, двадцать лет размышлявшие в изгнании над своими ошибками, так и не избавились от довления кодекса, так и не научились присматриваться к людям и прислушиваться к своей интуиции. Поэтому для них существовала единственная возможность одержать победу над Темным Джедаем: физическое уничтожение.
По всей видимости, Люк стал первым (по крайней мере за очень большой промежуток исторического времени) Джедаем, который увидел мир не черно-белым, и который не позволил себе простых однозначных решений. В этом оказалось его превосходство над остальными участниками последнего противостояния Джедаев.

11. А еще Люк добрый. Очень редко герои бывают добрыми, потому что в передрягах, через которые они проходят, очень сложно сохранить это качество. По большому счету, даже особых передряг не надо, самая обычная жизнь – и та озлобляет.
Поэтому жить и оставаться добрым – это само по себе заслуга.
Не стоит путать: доброта – это не морализаторство, не непротивление злу насилием, не пацифизм и вообще не философская система, а, скорее, отсутствие агрессии и, главное, первоначальная добрая воля к живым существам. Такое свойство как доброта не мешает «по профессии» быть воином. Воин делает то, что необходимо делать; добрый воин делает необходимое без садистских замашек и с минимальными потерями живых душ.
Но вообще, именно военные – самые большие пацифисты, то есть больше всех не хотят войны. Просто потому что лучше всех знают, что это такое.

12. Вместе все качества Люка объединяются под одним словом: благородство. Нет смысла подробно расписывать, что такое благородство: те, у кого его нет, всё равно не поймут, а те, у кого оно есть, поймут без лишних слов.
Благородство - это когда люди значат больше, чем высокие цели и кодексы; это готовность рисковать собой ради спасения других, это деликатность в отношении любимой женщины, это способность простить Дарта Вейдера, за одно лишь то, что он отрекся от своих дел.
Люк - исключительно благородный герой. В нашей реальной жизни хватает "негодяев", а уж негодяев без кавычек и тому подавно; но вот кого действительно не хватает - так это образчиков нравственности, источников доброты.
Tags: джедаизм, кинематограф, трактат
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments