Женская имперсонация графа Дракулы (с) (acantharia) wrote,
Женская имперсонация графа Дракулы (с)
acantharia

Categories:

Бодхисаттва Далекой галактики ч.1

Начинаю публиковать звездновоинский трактато-ад. К сожалению, написание трактата несколько сбилось просмотром "Черного лебедя". Придется снова курить ЗВ.
Ниже следует много восторженной лексики и эпитетов в превосходной степени, так что не рекомендуется к просмотру слабонервным и раздражительным :)))

***

Пересматриваю снова классические Звездные Войны. Испытываю очередной острый приступ любви к этому фильму. Чем больше времени проходит, тем ярче блещет его величие, как хорошее вино, наливающееся вкусом с годами. За последние 10 лет я видела очень много фантастических и не только фильмов - феерических, пафосных, эпических, блестящих и навороченных - но так мало среди них так же радуют глаз. Да, много было фильмов. Наверно, именно их количество и позволяет на контрасте все отчетливее различать достоинства классических ЗВ.

SW

1. Самая-самая большая ценность кЗВ - люди. И вымышленные - то есть персонажи, и реальные - то есть актеры, которые их играют. Как, вот скажите, как Лукас умудрился собрать такую команду, запредельное количество гениальных актеров на единицу экранного времени?
Оби-Ван и Дарт Вейдер в сцене своей дуэли в "Новой надежде", Люк и Вейдер тоже в сцене дуэли в "Империя наносит ответный удар", и, конечно же, противостояние Люка, Вейдера и Императора в "Возвращении Джедая" - они превосходят всех, кто получал оскара за последние лет 20, а уж я оскароносные фильмы смотрела. Превосходят - это значит, что если поставить их рядом, то оскароносцы сразу превратятся в предметы мебели, а живыми людьми останутся звездновоинцы.
Я еще понимаю - Алек Гиннес, к моменту съемок в ЗВ уже давно ставший великим актером. Но зеленая молодежь - вот это была редчайшая находка, которую даже самому Лукасу не удалось больше повторить. Бросайте в меня тапочки! но Падме по сравнению с Леей - просто нарядная куколка, а Анакин по сравнению с Люком - невыразительный бесчувственный пень, никого под стать Хэну в новой трилогии вообще нет, Иван Макгрегор играет Алека Гиннеса (хотя хорошо играет, конечно, благодаря чему является одним из двух интересных людей новой трилогии). Люди новой трилогии ничем не выделяются в череде фантастических героев 2000х годов. А люди классической трилогии - уникальны. За ними интересно наблюдать: не только следить за развитием характера, а наблюдать за их лицами на экране, за мыслями и чувствами, проносящимися на них. Их там тысячи - мыслей и чувств - и даже оскароносцы далеко не всегда способны выдать такую гамму.
И это странно, потому что, например, Властелин Колец я гноблю за то, что актеры в нем чудовищно переигрывают, хотя по сравнению с классическими Звездными Войнами их лица - неподвижные резиновые маски.



2. Классические Звездные Войны - по большому счету почти-бессюжетный игровой фильм.
А что? Нам продемонстрировали: небольшой отрывок из спецзадания принцессы Леи по доставке секретных планов Повстанцам (даже не целое задание, а только финальный его этап); эпизод охоты Империи за Хэном, Леей и Люком (фактически весь фильм – перелет с Хота на Беспин), и «2 в 1» спасение Хэна и финальное генеральное сражение против Империи. О самой-то войне в этом фильме_о_войне сказана буквально пара слов!
Всё. Это три короткие главы большущего романа. Коротюсенькие. Зато очень ёмкие.
Из трех главок можно составить примерное представление о генеральной сюжетной линии всей эпопеи. А также очень подробное представление о персонажах.
И так оказывается, что люди тут важнее, чем приключения. В общем-то, весь фильм отдан актерам на откуп, и именно феерический колорит играемых ими личностей наполняет смыслом каждую минуту экранного времени (сравнить: «Килл Билл», если искать аналогии в кино 2000х). Если б на экране присутствовали каменнолицые, оккупировавшие, за редкими исключениями, Голливуд 00х, то смотреть эти фильмы было бы невыносимо скучно.
кЗВ, таким образом, – не рассказ о победе повстанцев над Империей, а глубоко душекопательное произведение. Как русская литература, только не унылая и не гнусная. И добрая.

3. В фокусе Звездных Войн, в самом центре, где сходятся все перипетии и идейно-содержательные хитросплетения, находится Люк. Не даром его имя идет первым в титрах. Покопавшись в душах, мы выясняем, что он претерпевает самые значительные изменения, больше всех вырастает за время действия фильма. Эти изменения есть самая большая ценность Звездных Войн как художественного произведения.
Конечно, поклонники кЗВ делятся на два равных лагеря: любители Люка и любители Хэна. Как правило, первые любят своего героя просто так, а вторые всегда уточняют, что Люк - слишком бело-пушистый, правильный и хороший мальчик, "а девушкам нравятся плохие мальчики", поэтому их любимец - Хэн.
Однако "совы не то, чем они кажутся". "Бело-пушистый моралист" в детстве развлекался стрельбой из бластера по крыскам на полной скорости (н-да, конечно, именно пай-мальчики так развлекаются), в юности мечтал поступить в военную академию, чтоб дезертировать оттуда и стать повстанцем - то есть, чтоб партизанить против законной государственной власти (хотя хрен его знает, может, и не собирался... просто потом своим умом разобрался, за кого и против кого воевать). Свою "кинокарьеру" он начал с того, что без тени сомнения расфигачил большую космическую станцию с кучей народу на борту. Да, станция была злая и угрожала мирному населению, однако - как нам известно из большого количества фэнтези, фантастики и других произведений, где присутствуют белые ордены и светлые силы, - кровожадно бомбить большие толпы народу, это не методы бело-пушистых моралистов, моралисты скорее начнут причитать о непротивлении злу насилием. Между тем, наш "моралист" отличился на фронте, руководил боевыми заданиями, овладел элегантным оружием древних эпох и стал цинично вырезать врагов огненным мечом. Вполне себе впечатляющий список заслуг, по крайней мере не хуже, чем у "мерзавца" Хэна.
Так почему же моралист-то? Наверно, потому, что под конец последнего эпизода завел с Вейдером разговоры о природе Добра и Зла.

4. Визуальный ряд Звездных Войн символически отражает происходящие перемены.
Так, если Люк и был белым и пушистым, так это в "Новой надежде". Просто потому что он еще невинен - едва вышел из подросткового возраста, только-только началась взрослая жизнь. Голова еще горячая, надежды радужные, и он верит, что способен перевернуть мир, и он четко знает, кто свои и кто враги. Короче, нормальный пацан.
Но дальше он омрачается: дела галактического масштаба, в которые он ввязался, не могут пройти бесследно. Приходится быстро "взрослеть", к тому же этому активно способствуют всяческие Мастера Света и Тьмы, которые начинают его дружно учить, "что такое хорошо и что такое плохо".
В "Возвращении Джедая" он уже человек, у которого руки в крови, который хлебнул горя сам и повидал горе человеческое. Сумрачный, хладнокровный и решительный.



5. Первые два этапа биографии Люка в точности совпадают с биографией его отца Анакина. Ну просто один в один.


Анакин
- С рождения растет в татуинской глубинке, в подневольном положении, не имея возможности вырваться в большой мир
- Из огня да в полымя попадает прямиком в самое горнило большой политики
- Теряет своего первого учителя – Квай-гона – в течение первых же суток.
- Теряет мать. Мать погибает страшной смертью.
- Некоторое время геройствует на благо Галактики, спасает друзей.
- Мозги полощут Квай-гон, Оби-Ван, Йода и Император
- При первой встрече с Темным Джедаем сурово потрёпан
- Устраивает резню толпы более слабых, хоть и агрессивных противников – песчаников
- Пытается спасать любимую Амидалу, которой угрожает мучительная смерть


Люк
- С рождения растет в татуинской глубинке, в подневольном положении, не имея возможности вырваться в большой мир *
- Из огня да в полымя попадает прямиком в самое горнило большой политики
- Теряет своего первого учителя – Оби-Вана – в течение первых же суток.
- Теряет дядю и тетю, заменивших ему родных отца и мать. Тетя и дядя погибают страшной смертью.
- Некоторое время геройствует на благо Галактики, спасает друзей.
- Мозги полощут Оби-Ван, Йода и Вейдер
- При первой встрече с Темным Джедаем сурово потрёпан
- Устраивает резню толпы более слабых, хоть и агрессивных противников – шайки Джаббы.
- Пытается спасать любимую Лею, которой угрожают мучения и смерть, а может что и похуже **

* Конечно, Анакин имел официальный статус раба, а Люк был юридически свободным человеком. Однако деспотичный дядя удерживал его на ферме не хуже, чем деспотичный Отто удерживал Анакина в мастерской. Более того: Анакин жил в Мос-Айсли - в большом городе; а Люк на отдаленной ферме в пустыне, так что он, возможно, был даже больше изолирован от большого мира, нежели Анакин.
** Можно представить, что испытал Люк, когда Вейдер стал угрожать Лее переманиванием на Темную сторону Силы, если учесть, какими методами Вейдер переманивал его самого.


Анакин тоже начинал как бравый пацан ("Призрачная угроза"), прошел стадию омрачения, запутывания и трёпки ("Атака клонов"). Внешнее сходство есть и на третьем этапе: Анакин, как и Люк, превратился в человека с кровью на руках и камнем на сердце. Но на этом сходство заканчивается, тут-то как раз и начинаются коренные различия, определяющие (кидайте в меня тапочки =Р ) величие сына и ничтожество отца.
Первое существенное явное расхождение: в момент, когда Император приказывает «Убей!», Люк отбрасывает меч и говорит: «Никогда!», а Анакин думает «И убью!» и убивает.
Это еще не точка невозвращения, но уже грозный предвестник будущего, первое прямое проявление внутренних различий Анакина и Люка, которые определяли судьбы обоих и, соответственно, судьбы Галактики.
Tags: джедаизм, кинематограф, трактат
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments