Женская имперсонация графа Дракулы (с) (acantharia) wrote,
Женская имперсонация графа Дракулы (с)
acantharia

проблемы соверменности

Корень зла в том, что сейчас произошло насыщение.
Когда-то лет сто назад не было конвейеров, не было массового производства. Все блага производились ручным трудом в штучных экземплярах, и на изготовление чего бы то ни было уходило много времени. За благами стояли большие "очереди" (в смысле спрос намного превосходил предложение), блага приходилось делать очень качественными и долговечными - чтоб служили достаточно долго, и не приходилось регулярно напрягать мастера изготовлением большого количества новых вещей, и чтоб не ходить неодетыми, необутыми, голодными и проч.проч, в ожидании, когда снова подойдет "очередь" к нужному мастеру.
Потом возникло массовое производство, и человечество постепенно начало насыщаться благами. Предложение постепенно стало догонять спрос. Раньше автомобиль был привилегией богачей, теперь автомобиль есть у всех. Раньше в отдельных квартирах жили богачи, теперь отдельная квартира положена каждому гражданину. Раньше одежду шили в ателье, теперь достаточно прийти в ТЦ и пройтись по бесконечным рядам бутиков. И так во всем.
И что же получилось? В течение ХХ века создавались колоссальные производства, которые штамповали большое количество благ - такое большое, чтоб оно не просто поспевало за быстро растущим населением Земли, но и насыщало его, то есть обеспечивало всех. А теперь население более-менее перестало расти (по крайней мере в тех местах, где больше всего покупательская способность), а рынки насытились. То есть теперь у всех людей есть всё. И что теперь делать колоссальным производствам? Кому продавать свою массовую продукцию, если массы все уже затоварились?
Выход 1. Если раньше, допустим, партию машин можно было продать потребителям, потому что у потребителей не было машин, то теперь у потребителей машины есть, причем по несколько штук. Как сделать так, чтоб следующая партия машин была потребителями раскуплена? Правильно. Сделать машины настолько отстойными, чтоб к моменту изготовления следующей партии предыдущая уже выходила из строя.
Примеров тому - дохрена и больше, практически повсеместно и во всех отраслях.
Выход 2. Долгое время довольно быстрый технологический прогресс успевал поставлять производителям идеи новых благ, которых еще не было у человечества. Так, не успели производители насытить человечество радио, как ему предложили телевидение. Не успели насытить виниловыми пластинками, как ему предложили лазерные диски. И т.п.
Однако, на мой взгляд, всё, что можно было изобрести полезного (NOTE на данном уровне технологии и науки), уже изобретено, и доведено до совершенства. Последняя важная находка была - всеобщая сотовая телефонизация, и было это 10-15 лет назад. Тогда же произошло радикальное ускорение интернета. После этого наука и технология не смогли предложить ничего принципиально нового. Точнее, наука ушла в астрал, в заоблачные выси; предлагаемые ею технологии (в основном биологические и квантово-физические, насколько я понимаю) стали слишком сложны и слишком специфичны - они не для повседневного быта.
Значит, можно создать видимость прогресса, развития технологий. Что сейчас повсеместно и наблюдается. Выглядит это так: приделываем на прибор большую красную кнопку и убеждаем потребителей, что без большой красной кнопки на приборе они прожить не смогут.
Например, "отапгрейдился" сайт Вконтакте. Разработчик убеждает нас: "Мы улучшили дизайн сайта. Теперь стена находится сверху, а музыка снизу. Надеемся, вам понравится." (кто не в теме, раньше наоборот музыка была сверху, а стена снизу). Пользователи убеждают меня: "Мы просто пока не поняли преимуществ. Так же как не были очевидны преимущества шариковой ручки над пером, когда шариковые ручки были изобретены". Я же, заядлая Баба Яга, утверждаю: преимущества шариковой ручки над пером очевидны - во-первых, не надо носить с собой чернильницу, во-вторых, чернила не капают с пера на бумагу, а если шариковая ручка кому-то покажется недостаточно романтичной (ну, мало ли, кому-то для вдохновения обязательно надо писать пером), никто не запрещает продолжать писать пером, перо вместе с чернилами остается в продаже. В случае же с Вконтактом просто поменялись местами два окна сайта, и никаких усовершенствований не могут в этом усмотреть (и указать скептикам) даже сторонники "апгрейда". Сайт просто видоизменился и стал неузнаваем; но, в отличии от пера, старый дизайн никто себе вернуть не сможет. Всем насильственно навязан новый дизайн. Видимость прогресса есть? есть. Труд разработчика виден? виден. Да, сидели, работали, "апгрейдили". Но зачем это было надо - вопрос темный.

Я не вижу выхода из сложившейся ситуации. Людей колоссальное количество; а производство настолько совершенно, что даже небольшая толика этих людей, до сих пор занятая производством полезных благ, снабжает всё это количество с лихвой. Остальным попросту нечем заняться.
Если производить качественные, долговечные блага, которые не надо будет менять каждые полгода, то тогда даже эта небольшая толика вскоре останется без работы. Нужны какие-то качественно новые виды работ, на которых можно будет занять все эти полчища. Но что за работы это могут быть?
Tags: будущее, мысля, цивилизация и качество
Subscribe

  • (no subject)

    Немного толкового словаря. спойлер - это... когда в начале какбэ намекают, что будет в конце. конъюнктура - это... а это... Просто…

  • (no subject)

    При знакомстве с кинчиком я, так сказать, двигаюсь из будущего в прошлое, и в этом тоже что-то есть. По мере погружения, в нос ударило махровой…

  • (no subject)

    Сформулировала для себя разницу между понятиями "актер" и "артист". Актер - это мастер перевоплощений; его задача - изображать других людей.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • (no subject)

    Немного толкового словаря. спойлер - это... когда в начале какбэ намекают, что будет в конце. конъюнктура - это... а это... Просто…

  • (no subject)

    При знакомстве с кинчиком я, так сказать, двигаюсь из будущего в прошлое, и в этом тоже что-то есть. По мере погружения, в нос ударило махровой…

  • (no subject)

    Сформулировала для себя разницу между понятиями "актер" и "артист". Актер - это мастер перевоплощений; его задача - изображать других людей.…