Женская имперсонация графа Дракулы (с) (acantharia) wrote,
Женская имперсонация графа Дракулы (с)
acantharia

  • Music:

музыка и космос

меж тем, в марте, насколько мне изветсно, было день рождения замечательного френда vorona_1, и никто об этом не вспомнил кроме меня, и даже она сама оставила сие событие без внимания. Я же замыслила своего рода виртуальный подарог, который все это время находился в разработке. Наконец, он готов.

Мартовские имениннеги, извольте получить :) Надеюсь, он вам по тематике близок и по вкусу придется.



Первое (в т.ч. первое, что я послушала; и первое, что я послушала самостоятельно вообще) - Enigma "Le Roi est Mort, Vive le Roi!". Ночь; в окне - черный прямоугольник неба, в черном небе горел Арктур, и я смотрела на него через окно, в ушах играл "Король". Только ночь, космос и музыка - и больше ничего. В музыке звучала пустота, пронизанная светом звезд, простирающаяся в вечность пространства и времени, таящая в себе все печали и радости человека. Гипнотическое чувство ожидания чего-то внеземного, таинственного, волшебного - более высокого, чем мирская суета. Михай Крету никогда не содавал ничего более совершенного. Третий альбом - "дитя" первого и второго альбомов - вобрал в себя все лучшее от них, и ничего не оставил следующим; поэтому "Le Roi est Mort, Vive le Roi!", по моему личному мнению, остается непревзойденной вершиной в музыке Enigma.
Earth. A biosphere.
A complex,
subtly balanced life support system.
et turtur nidum,
ubi reponat pullos suos
altaria tua Domine virtutum,
Rex meus, et Deus meus
(translation:
and the turtledove a nest
where it might place its young
Your altar of strengths, Lord,
my king and my God, )

We are floating over the line
Let us follow our mind
All of our life we'll wait for the answer
And the question is why

Относительно близкий к "Королю", но несколько более оптимистичный и светлый Mike Oldfield "Songs of distant Earth". Концептуальный альбом, основанный на научной фантастике. Кое-какие видеозарисовки с него можно было видеть в свое время по ТВ: "Let there be light", например. Здесь тот же, что на "Короле", то ли сверхэкспрессивный нью-эйдж, то ли сверхамбиентный рок с примесью психоделики и этники, кристальная чистота, рев ракет и этнические молитвы. Надо сказать, для Олдфилда это нетипичная музыка, и из остальных его трудов к ней близки разве что "Tubular Bells III".
Научная фантастика, лежащая в основе альбома, конечно, не та, о которой вы подумали, хотя название альбома может показаться подозрительно знакомым ЛкБшникам. На самом деле это Артур Кларк. Впрочем, лично мне это не мешает смаковать ЛкБ именно под эту музыку.

Третий альбом, музыкально близкий "Королю" и "Песням далекой Земли" - Delerium "Semantic spaces". "Семантические пространства" - термин, вообще-то, не космический, а психологический, однако музыкальное содержание альбома возносит его куда-то в заоблачные выси, в лазурные луга, где шествует Солнце. Музыка Делериума очень разная от альбома к альбому. Включая впервые "Семантический космос", я совершенно не ожидала услышать то, что услышала: светлые и звенящие пространства, наполненные символами. Они очаровывают с первого же раза, и не надоедают со временем. Однажды у меня в гостях был друг, а "Семантический космос" как раз играл в колонках; и друг, с неповторимым выражением на лице, даже не дождавшись конца альбома воскликнул: "Что за прекрасная музыка играет?!".

Другой альбом Делериума, ровесник "Семантиечских пространств" - "Spheres". Вот это ничем не прикрытый космос в чистом первозданном виде. Темный и глючный дарк-амбиент. Шесть 12-15-минутных композиций гипнотической электроники. Названия тоже соответствующие: "Монолит", "Передатчик", "Длина волны", "Колония", "Темная материя" и "Облачная завеса". На обложке - Сатурн. Ничего общего с "Семантическими пространствами", кроме названия группы.
Первое знакомство со "Сферами" случилось очень давно - еще в конце 90х. Случилось оно под впечатлением отслушанного в те же времена альбома Делериума "Карма", задолго до "Семантических пространств" (альбом чем-то похож на "Семантический космос", хотя не имеет никакого отношения к космической тематике), и на контраст с "Кармой" "Сферы" вызвали такой офигей и переклин, что отправились на полку на долгие годы. Понадобились годы оттачивания и расширения музыкального вкуса, чтоб поднять их снова из хоронушек и оценить по достоинству.

Не последним в качестве учителя выступил Xenon: эксперементальный сайд-проект эксперементального проекта Xorcist, как и следовало ожидать, исключительнейшие глюки. На самом деле, Ксенон можно было бы смело прописывать не как космическую музыку, а как ядерную или химическую, если б не композиция "Ripped & Cleansed" - сумрачная сюита, совершающая глубокий поклон "Дюне" Дэвида Линча, и переносящая сознание куда-то на другие планеты, где оно впадает в смятение, поиск, и затем находит просветление.

Наконец, еще один электронщик, от творчества которого регулярно веет космическим холодом: Jean-Michael Jarre, в частности особо любимая мною композиция "Calypso". Вообще, Калипсо обитает на альбоме "В ожидании Кусто", и, судя по названию, это скорее морской альбом, чем космический. Однако почему-то Калипсо в своей второй и третьей ипостасях (Calypso 2 и Calypso 3) всегда ассоциировались у меня с космосом - полет планеты в бесконечном вакууме, стремительный и неудержимый. А завершается она определенно страной Фаниазией и Башней Слоновой Кости.

Enigmatic, электроника, нью-эйдж, амбиент... Все смежные с роком стили. Но тема космоса жива и в настоящем роке.

Первое, с чем я в незапямятные времена познакомилась в этой когорте - Alan Parsons project "Pyramid", "Eve" и "Eye in the sky". Алан Парсонс - один из мэтров арт-рока и прогрессива, в 70е находился под впечатлением от достижений американской космической программы, в частности - экспедиции Вояджеров, покинувших Солнечную систему. Итогом его впечателний стали несколько работ, посвященных космической тематике: серия композиций на "Pyramid", "Eve" и особенно "Eye in the sky", в том числе именной "Voyager", открывающий "Пирамиду", "Люцифер", посвященный, по всей видимости, утреннему светилу, исключительно красивый инструментал "Сириус" и "Глаз в небе", заглавная песнь одноименного альбома, воспевающая главную звезду древних египтян.
Удивительно, но арт-рок, посвященный космосу, оказывается художественно близок все тому же ньюэйджо-электро-амбиенто-року, слабо поддающемуся определению. Видимо, сам безбрежный вакуум имеет такую природу и такое влияние на подсознание человека, что нездешний звук электронной музыки сам так и просится для его описания.

Конечно, нельзя не упомянуть Pink Floyd "Piper at the Gate of Dawn" и эпик Echoes с альбома "Meddle". "Дудочник" содержит пару межзвездных полетов сознания бессмертного пинкфлойдовского гения Сида Баррета, совершенных под ЛСД: Astronomy domine и Interstellar overdrive. Пытаться описать словами, как Сид Баррет улетал в космос под ЛСД, совершенно бесполезно - это надо только слушать. Могу только сказать, что на сей раз полеты совсем иной природы, чем синтезаторный космос предыдущих музыкантов.
"Отголоски" же имеют странную судьбу. Изначально они замышлялись как композиция, посвященная научной фантастике, но теперь о замысле напоминает лишь первый куплет: "...и залит зеленью подводный мир" простите, народ, книжка с текстами на другой квартире, не могу процитировать полностью сию прекрасную поэзию. Но злобный пинкфлойдовский гений Роджер Уотерс настоял на том, чтоб все переиначить и поведать в этой композииции о страданиях его израненой души. Поэтому, в итоге, в музыке слышатся отголоски моря, времени и пространства, хотя слова повествуют совершенно о другом. Может, потому сюита и получила название "Отголоски"?

И, наконец, "последний, но не последний в моих думах" ((с) Галадриэль) - King Crimson "Islands". Космический, судя по обложке. А внутри немного морской. Вообще, космос и море часто сплетаются в сознании музыкантов, и, соответсвенно, в их произведениях (можно даже догадаться почему).
Значение же музыкального содержания альбома для музыкального искусства в целом нельзя переоценить. Бубновый Король заслужил от критиков эпитет "готический" задолго до того, как в роке вообще возник такой жанр. Альбом начинается спокойно и тихо, но чем дальше, тем хитросплетеннее становится музыка, все более темная и депрессивно-шизойдная. Потом наступают моменты катарсиса, и моменты просветления. Бубновый Король весь немного космический - потому что отрешен от мира сего и устремлен мыслью куда-то в черноту - не понятно только, ту, что меж звезд, или ту, что в душе человека.

В завершение де коллекции упомяну металлистов, тоже отправившихся в межзвездные перелеты.

Ayreon "Universal migrator". То ли рок-опера, то ли концептуальный альбом-дабл, состоящий из двух вышедших в разное время альбомов: в первом некий космический путешественник странствует во времени (The Dream Sequencer 1999), а во втором - по космосу (Flight Of The Migrator 2000). "Полет мигратора" полностью посвящен космосу и разнообразным космическим объектам, как, например, песнь о квазаре 3C273 (кстати, хорошая песнь, бодренькая такая. Сразу слышно - летят очень быстро).
"Heading off into the core of a newborn galaxy
We have reached a brilliant star-like source of energy
This cosmic spectacle of radiance was formed
Fifteen billion years ago when the universe was born"
И хотя альбом нельзя отнести к высочайшим достижениям рок-музыки, но он уверено держит планку и заслуживает внимания. Номинально он относится к металу, однако фактически звук довольно легкий, а металлическая в нем только динамика-ритмика. Эхъ, черт разберет, по каким признакам музыку записывают в метал. Кинг Кримзоновское трио Larks' Tongues in Aspic, Starless and Bible Black и Red тоже в метал пихают. За что. спрашивается?.. Впрочем, пожалуй, никуда больше, кроме как в метал, "Мигратор" не просится.
Tags: космос, музыка
Subscribe

  • (no subject)

    прям краткая антология костюмчиков Вити :} Всё как у людей Upd

  • осенне-лиричное

    Обычно мы в такое время года а дачу не ездим, а уж тем более не ходим там на природу прогуливаться. Но тут внезапно занесло нас туда с Докой. На…

  • Большой Багрец

    перепощу папу, который, в свою очередь, перепощивает меня :) https://bigstonedragon.livejournal.com/1295623.html Знаете, что меня вымораживает?…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments