Доминировать - не значит разглагольствовать о собственном превосходстве и чужом ничтожестве. Дело не в речах, а в поведении, подсознательных сообщениях, ощущениях. Животные вообще не умеют говорить по-человечески, тем не менее иерархическая борьба у них есть: кто доминант, а кто омега, они чувствуют без всяких слов.
Тот, кто участвует в иерархической борьбе, делает это не специально. Он сам не замечает, как те или иные его слова, поступки, настроения приобретают смысл боевых. Он не имеет ничего против тех, с кем борется. Он может даже на уровне сознания искренне полагать, что никакой борьбы нет. Он действительно не замечает, не отдает себе отчета в том, что давит окружающих. В этом прелесть и опасность древних инстинктивных процессов: они не требуют сознательного управления и протекают сами собой, и из-за этого с трудом поддаются контролю.
Многим кажется, что доминант - это тот, кто с пушкой в руках грабит банки, и на награбленные бабки покупает шубы бабам. Или тот, кто при всех болтает о своем величии. Или тот, кто обижает слабых. Это не так. Точнее, это, конечно, проявления борьбы, но далекие от нормы, и скорее даже патологические.
Настоящая борьба за доминирование тихая. Это холодная война. Она происходит на уровне подсознания. Это могут быть какие-то легкие поддевки, какие-то тайные смыслы, понятные только двоим конкурирующим - обидные или наоборот приятные только им двоим. Это почти телепатия. Но она действует глубоко нутри, и весьма эффективна, а сложение всех ее компонентов дает синэргетический эффект. Посыл иерархической борьбы может быть как положительным, так и отрицательным, вызывая соответственно положительное или отрицательное эмоциональное подкрепление у потенциальных субдоминантов.
Одним из примеров сильного положительного посыла является пресловутая харизма. Никто не может определить, что такое харизма, но все это чувствуют.