Женская имперсонация графа Дракулы (с) (acantharia) wrote,
Женская имперсонация графа Дракулы (с)
acantharia

Categories:

пути цивилизации

пост навеян вот этой статьей. Делаю еще более глобальные обобщения.
***

Фантастика как жанр хороша тем, что единственная позволяет заглядывать в далекое будущее и размышлять о том, каким человечество могло и не могло бы быть, каким оно может или не должно стать, какие перед ним есть пути развития.

В центре, как правило, находятся Человеки. Единственным неполным исключением является Толкиен, так как в Сильмариллионе большая часть легенд неантропоцентрична и рассказывает об Эльфах.
Человеки, как правило, находятся примерно на современном уровне морального, культурного и технологического развития - диапазон составляет несколько сотен лет в прошлое или будущее. И даже при небольшом технологическом отставании или опережении психологический портрет человека идентичен современному. Такой человек получает перед собой несколько наглядных примеров, до чего можно доразвиваться, если развиваться очень долго.

Тип 1. Натупившие Божества. Некие очень древние обитатели мира, которые позиционируют себя как самые старшие, самые могучие и самые мудрые. Однако, как правило, свою мудрость они сильно преувеличивают. Даже если могущество их действительно так запредельно, как они утверждают, оно нивелируется недостатком мудрости, неразумным применением. Однако тщеславие и самомнение заставляет Натупивших Божеств на первых порах закрывать на это глаза.
Перво-наперво они, считая себя хозяевами мира, начинают рьяно перекраивать мир по своему усмотрению. Огромное могущество позволяет им вмешиваться во что угодно, однако недостаток мудрости не позволяет делать прогнозы результатов вмешательства, а также определять, где оно необходимо, а где без него можно было бы обойтись, а то и вовсе где оно вредоносно. В итоге их деятельность оборачивается еще большим разгромом и неприятностями для всех остальных обитателей мира. Только когда все окончательно выходит из-под контроля и начинает рушиться в преисподнюю, Натупившие Божества осознают свои ошибки и неимение всемогутора, отказываются от мирового господства путем самоустранения в какой-нибудь труднодоступный уголок и там концентрируются на том, чтоб остановить спровоцированный ими же апокалипсис.
Так, в снеговской вселенной, Рамиры, злоупотребляя аннигиляционными технологиями, дестабилизируют ядро Галактики, в результате чего вынуждены бросить остальные дела и сконцентрироваться на предотвращении коллапса ядра. А в толкиеновской вселенной, уверенность в своей непогрешимости приводит к тому, что Валары неоднократно оставляют безнаказаными злодеяния Моргота (считая его одним из своих, а значит непогрешимым), но при этом наказывают за них Эльфов. Чтоб осознать злобность Моргота, а значит признать собственную небезупречность, Валарам понадобилось практически полное уничтожение Белерианда и цивилизации Нолдоров. После этого Валары переходят к потоплению всех земель, где имел влияние Моргот или его приспешники - то ли заметают следы своих ошибок, то ли исправляют их по принципу "сила есть, ума не надо".

Тип 2. Очень Правильные и Продвинутые Дивнюки. Почти такие же древние, как Натупившие Божества. Зато более скромные и более мудрые, а также более хитрые - зачастую они видят ошибки Натупивших Божеств и стараются со своей стороны их не допускать. Степень могущества ОППД не поддается оценке - во многом из-за чрезмерной скромности ОППД, из-за которой они не любят понтоваться своими достижениями, не видя в них ничего особенного. Ясно только, что оно приближается к могуществу Натупивших Божеств, только отличается от него качественно, а если в чем-то и уступает, то это компенсируется разумным применением. ОППД достигли невиданных высот в самосовершенствовании и посвящают себя тому, чтоб латать огрехи Божеств и совершенствовать мир вокруг себя; делают они это гораздо осторожнее, вдумчивее и аккуратнее, чем Божества, а потому на первый взгляд незаметнее, однако их вмешательство всегда приводит к стабилизации и прогрессу мира. Дивнюки бесят Человеков своей правильностью, Натупивших Божеств своей самостоятельностью, а Злобных Гадов (следующий класс) своими мохатмагандиевскими принципами и заботой обо всех окружающих. Поэтому Дивнюкам достается сразу с трех сторон, в три раза больше, чем кому бы то ни было.
Как правило, к моменту встречи с Человеками Дивнюки уже устают от постоянной конфронтации с Божествами и Злобными Гадами, сворачивают открытые боевые действия и переходят к скрытой подрывной деятельности. Они погружаются в нирвану и посвящают себя решению всяких непостижимых для человека астральных задач.
На самом деле забота Дивнюков об окружающих не альтруистична, как может показаться: они довольно тонко и умело манипулируют общественным мнением и эксплуатируют окружающих, решая руками не столь дивных народов свои задачи.
Так, для примера, во Властелине Колец Эльфы руками Фродо вынесли Саурона (кто не верит, перечитайте "Совет Элронда" - как обстоятельно они обосновывают и внушают, что надо бросить Кольцо в Ородруин и сделать это должен кто-то незаментый). А в ЛкБ галакты, разложив по Галактике грамотно составленные подсказки, натравили на своих противников не менее агрессивную цивилизацию землян. И вообще, эффективность, с коротой эти подсказки побудили землян со всей мочи броситься на защиту "униженных и оскорбленных", заставляет задуматься о том, что галакты мало того, что знали о скором появлении в этом районе Галактики народа с высокотехнологичной цивилизацией, но знали также и о психопортрете этого народа. Может, они и убрались подальше, уведя за собой зловредов, специально для того, чтоб не мешать естественному ходу событий, который в итоге привел к желанному результату. Хотя, конечно, прямо об этом в ЛкБ ничего не говорится...

Тип 3. Очень Злобные Гады. Они же Аццкие Хавальщики. Тоже довольно древние. Сконцентрированы только на том, чтоб хавать, хавать, хавать все себе-себе-себе. Они, как и Натупившие Божества, считают себя единоличниками всего мира, но при этом даже не пытаются делать вид, что пекутся о чьих-то интересах, кроме своих, и не терпят никаких соседей, особенно с другим мнением. Они честно и искреннее направляют всю свою деятельность на то, чтоб присвоить себе как можно больше всего хорошего и полезного, а так же проследить, чтоб оно не досталось никому больше. ОЗГ захватывают все более-менее благодатные территории и оставляют после себя пустыню. Соседи либо истребляются, либо ставятся во служение и переизвращаются до такой степени, чтоб у них не то чтоб своего мнения, но даже индивидуальности и самоидентификации не осталось.

Эти три типа высокоразвитых цивилизаций, сильно опередивших нынешнего Человека, условно назовем "Древние".

Еще есть Мелочь Пузатая. Народы, которые младше, а порой могут быть даже на порядок старше Человеков, но в отличие от них не хотят прогрессировать и развиваться. Они либо примитивнее Человеков, либо на том же уровне, и чаще всего служат просто для массовки. В некоторых случаях позволяют Человекам почувствовать себя в роли НБ, ОППД или ОЗГ.

Конечно, престижней всего стать Очень Продвинутыми Дивнюками, потому что Дивнюков рисуют по образу и подобию самых лучших представителей человечества - мыслителей, созидателей, эстетов. Однако за это, скорее всего, придется заплатить тем, что все вокруг начнут вас драть и предъявлять вам все мыслимые и немыслимые претензии. Дивность требует очень большой индивидуальной ответственности и высокой степени личного совершенства каждого индивида, что для человека, по крайней мере в обозримом будущем, представляется маловероятным, особенно без кардинальной перекройки самой природы человека.
Можно затормозить у себя прогресс и таким образом снять с себя ответственность вообще за что-либо; но это значит позволить всяким Очень Злобным Гадам беспрепятственно себя шпынять, а Очень Продвинутым Дивнюкам беспрепятственно полоскать себе мозги и эксплуатировать, или чихать на себя с высокой колокольни. Если человек хочет как минимум сам распоряжаться своей судьбой и никого постороннего к ней не подпускать, то ему придется развиваться, чтоб быть в силах постоять за себя.
Можно стать Злобными Гадами, но этот как-то совсем непрестижно выглядит, потому что Злобные Гады рисуются по образу самых плохих представителей человечества - экспансионистов, тиранов, убийц. К тому же чем дальше человечество развивается, тем больше приходит к осознанию того, что оставлять после себя пустыню непрактично и даже вредно для самих же себя - для стабильного существования в долгосрочной перспективе необходима восполняемость ресурсов. К тому же Злобные Гады стихийно от кого-нибудь или чего-нибудь получают по самое нихочу чисто за свою злобность. Зато быть ОЗГ удобно чисто для себя, поскольку можно не париться ничьими судьбами, кроме своей - такая половинчатая ответственность за себя самих, но не за свое окружение.
Ну а перспектива стать Натупившими Богами малопривлекательна при любом раскладе, так как подразумевает положение слона на клумбе или чукчи на ядерной бомбе, а добытое могущество порождает больше проблем, чем удобств.

Далее начинается полет рефлексивной мысли человека в этой системе координат.

Система из четырех народов разной организации встречается в фантастике с завидной регулярностью: Валары-Эльдары-Морготоприспешники-Аданы, Рамиры-Галакты-Зловреды-Люди, Ксел’нага-Протоссы-Зерги-Терраны, Изначальные-Ворлонцы-Тени-Люди.

Толкиен прочит превращение людей в ОЗГ, потому что в созданной им регрессирующей модели мира неизбежно подавление любого прогрессивного начала. В самом конце он, однако, дает людям надежду на другой исход, поскольку в конечном итоге всех ОЗГ и их приспешников удается искоренить, и последними из Древних, кто оказывает влияние на Человеков, оказываются Дивнюки.

Снегов предлагает оставить человека в нынешнем положении, а дивное и злобное состояния Древних характеризует как порочные. Но что тогда останется Человекам, кроме как стать Натупившими Божествами? Но этот вариант, опять же, выставлен в нелучшем свете: рамиры такой каши наварили, что поставили существование всей Галактики на грань уничтожения, и уже много миллионов лет вынуждены все свои ресурсы бросать на исправление собственных ошибок, и не могут распыляться ни на любопытство и исследования, ни даже на банальное общение с кем бы то ни было, только следят, чтобы кто не вмешался в их дела. У них нет возможности даже тратить время на поиск каких-то сложных жизнесберегающих способов решения своих проблем - они самыми грубыми и быстродействующими методами пресекают попытки вмешаться в едва достигнутое ими равновесие, то есть просто без раздумий устраняют подающий признаки проблемности объект. Не оттого, что злобные, а просто потому, что и без посторонних всё на одном лишь честном слове держится.
И не факт, что Галактика переживет появление еще одних таких же Натупивших Божеств, так что такая дорожка для людей представляется более сомнительной, чем какая бы то ни было.

Старкрафт прочит в принципе недостижимым состояние ОППД. Так, вместо того, чтоб развивать всех и вся до своего уровня, дивные протоссы сами опустились до уровня обычных людей, сварливых и погрязших в междоусобной вражде.
Правда, более пристальное рассмотрение легендариума Старкрафта делает спорным определение протоссов как дивных и Самых Древних (Ксел-нага) как Натупивших Божеств. На первый взгляд так и хочется поставить Ксел-нага в один ряд с Валарами и Рамирами: загадочные создания, которых никто никогда не видел, жили до появления всех остальных, наделали дел (создали протоссов и зергов) и куда-то делись.
Но энциклопедия игры гласит следующее: «Об истории Ксел-Hага сохранились лишь обрывочные документы. Древние тексты Пpотосса рассказывают о высокоразвитой расе, которая десятки миллионов лет назад правила множеством миров Галактики. Как yтвеpждают легенды, эта загадочная раса, котоpyю часто называют Ксел-Hага, или "пришельцы издалека", посеяла и взрастила тысячи различных видов живых существ на холодных и бесплодных землях этого региона. В представлении Пpотосса Ксел-Hага были мирной и великодушной расой, целиком поглощенной изучением и pаспpостpанением эволюции живого во Вселенной». Эх, не по-рамирски это выглядит, савсэм не по-рамирски…
В стремлении создать совершенную форму жизни, Ксел-нага сотворили протоссов, в которых воплотили «безупречную форму» и на первый план выдвинули совершенство личности. Однако со временем это обернулось в протоссах прогрессирующим индивидуализмом и нетерпимостью, протоссы стали отдаляться от Ксел-нага и в один прекрасный момент решили, что создатели им не очень-то нужны. Расстроенные Ксел-нага по добру по здорову улетели от них подальше, протоссы же напоследок дали им хорошего пинка. Тогда Ксел-нага решили создать существа, воплощающие «безупречную сущность», и создали зергов. Однако зерги выбились из-под контроля еще быстрее, и обрушились на Ксел-нага еще злее, чем протоссы, многих убили или поглотили. Выжившие Ксел-нага скрылись в неизвестном направлении и с тех пор нигде не появлялись, зерги же с протоссами принялись друг за друга.
Так что, может быть, Старкрафт не утверждает невозможность достижения дивной стадии, а просто лишний раз сходится на мнении, что платой за дивность будут гонения.

Вавилонский же пантеон интересен тем, что в нем роли всех Древних спутаны и перемешаны. При исходной на первый взгляд ясной раскладке (могучие самоустранившиеся Изначальные, дивные Ворлонцы, злобные Тени) в конце концов оказывается, что истинных Дивнюков там всего двое – Лориен и Кош I Наранек. А остальные Древние совмещают в себе черты сразу всех трех типов – они вроде как и дивные (все блюдут высокие идеалы и пекутся о меньших), вроде как и зловредные (бесцеремонно хавают и истребляют меньших в угоду собственным прихотям), ну а фатальным ошибкам, совершенным из-за гордыни и переоценки своих сил, не видно конца – то и дело вылезет и гиперпространства что-нибудь эдакое.
Так что индивидуально можно дорасти до чего угодно, а вот целый народ довести до какой-то чистой формы невозможно – он и через миллион лет останется тем же, что и сейчас.

ох, дивнюки, меркантильные свовочи смайлики с косичками
Tags: Вавилон 5, Люди как боги, Толкиен, будущее, кинематограф, литература, трактат
Subscribe

  • *издевается*

    А что, действительно хороший способ проиллюстрировать неприменимость кладизма к объектам, существующим во времени (в т.ч. к палеонтологическим…

  • День Арктура

    Предысторию я уже как-то рассказывала... рассказываю еще. Звезда Арктур - весенняя звезда нашего неба (в высшей точке видна весной), одна из…

  • Про черные дыры, и каково в них погружаться.

    Подумала, что надо записать эту мысль. Про черные дыры, и каково в них погружаться. Я читала на эту тему в книжках, заслуживающих доверия, из…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 132 comments

  • *издевается*

    А что, действительно хороший способ проиллюстрировать неприменимость кладизма к объектам, существующим во времени (в т.ч. к палеонтологическим…

  • День Арктура

    Предысторию я уже как-то рассказывала... рассказываю еще. Звезда Арктур - весенняя звезда нашего неба (в высшей точке видна весной), одна из…

  • Про черные дыры, и каково в них погружаться.

    Подумала, что надо записать эту мысль. Про черные дыры, и каково в них погружаться. Я читала на эту тему в книжках, заслуживающих доверия, из…