Женская имперсонация графа Дракулы (с) (acantharia) wrote,
Женская имперсонация графа Дракулы (с)
acantharia

10000 до н.э.

Каждый художник - мастер изображать какую-то стихию. Он может нарисовать что угодно, но к чему-то одному у него буквально душа лежит. Айвазовский, например, умел изображать море, Куинджи - небесный свет, Врубель - черные глюки.
Кинематографу тоже присуще это свойство, однако в несколько искаженном виде:
подавляющее большинство творцов здесь специализируется на людях. Кино, наверно, самый антропоцентричный вид искусства – оно всегда рассказывает о человеке и исследует человека, какую бы форму и способ для этого не избрало. Однако и здесь бывают исключения.
Есть те, кто дружит с огнем, и те, кто дружит с водой. Кто-то бесподобно отражает на пленке поток реки, кто-то – пляску пламени. Кто-то умеет запечатлевать темные, непознанные стороны бытия – глюки, сверхъестественные силы. Но один из самых интересных вариантов, к полной неожиданности, оказался Роланд Эммерих. Его стихия - холод.
Не тот холод, который доставляет нам дискомфорт зимой и от которого можно спрятаться в своем доме-крепости, у домашнего очага, который отдаст человеку-хозяину свое тепло. И это не холод человеческих отношений, который можно запросто преодолеть правильной дипломатией. Холод Эммериха – это холод безразличия Вселенной к человеку. От него не убежать; он непобедим и достанет хоть из-под земли, снесет дома и погасит очаги. Это холод страха человека перед тем, что сильнее его – перед всемогущим богом по имени Мир.
То, что Эммерих умеет изображать холод, он доказал в "Дне после завтра". Если в предыдущих фильмах только побивалась тенденция, развивалась несмелая идея, то теперь картина предстала во всей красе.
Мир становится у него главным героем – чуть ли не главнее любого человеческого персонажа. Это не тупой хаос, противостоящий порядку Человека Разумного. Мир мудр и справедлив, живет подобно живому существу, и даже одухотворен. Он огромен и велик, и человечишки, так гордящиеся своей уникальностью, своим могуществом, рядом с ним превращаются в беспомощных букашек, которых мир может раздавить в любой момент.
Как показал «День независимости», аналогичные человеку букашки из глубин Вселенной для человечества не проблема – это битва на равных, и у человека есть вполне реальные шансы выйти победителем.
Однако в следующей за ним «Годзилле» мир заговорил на своем языке и послал своего глашатая. Человечество впервые столкнулось с непостижимым и непредсказуемым, с безжалостной стихией, не желающей ни играть по правилам человека, ни вступать с ним в диалог. Человечество приходит в ужас, стремится уничтожить угрозу, чтоб утвердиться в своем всесилии, но выясняет, что чудовище-то на самом деле добрее и лучше человека! выясняет оно это, однако, слишком поздно.
Если в Годзилле мать-природа явилась в образе конкретного чудовища, которое с трудом, но все-таки можно одолеть, то в "Послезавтра" она обрушилась столь грандиозной и слепой стихией, что людям нечего даже ей противопоставить - остаётся только в ужасе разбегаться и молиться. Пока люди занимаются выяснением государственных границ, политических интересов и экономических переподвыподвертов, природа со смаком погружает в вечные льды. "Не выпендривайтесь мне тут!"
Ее холодное (и в прямом и в переносном смысле) безразличие к своему непослушному и зазнавшемуся порождению ужасает. Она ведь даже не мстит за что-то – она просто живет своей жизнью, реализует свои интересы, которые оказались не совместимы с жизнью и интересами человека. Тогда приходит осознание, что Земля - не просто наш дом: что она, вообще-то, хозяин, впустивший нас пожить.

Новый фильм - "10000 лет до н.э." - логическое продолжение "Послезавтра". Если в том фильме мы лицезрели наступление ледникового периода, то здесь - сам ледниковый период. Огромный, бескрайний, пустынный, холодный мир. Человеку в нем почти что нет места. Волна негостеприимного холода исходит от экрана с первой до последней минуты фильма.
Однако на сей раз мир чуть-чуть более милостив к человеку: он так же холоден и грандиозен, но если быть ему послушным, он заговорит с человеком и даже поможет. Ну и пусть наше нынешнее сознание гласит, что волшебства не бывает, что из мертвых не вернуться, а с диким зверем не договориться! Кто нам сказал, что в те времена, когда мы умели видеть, слушать и слышать мир, все было так же, как сейчас?
Поэтому в «10000» нам предстает причудливый микс исторической достоверности с чистым фэнтези. Человек, как всегда, решает свои внутривидовые проблемки: добыть мяска, развязать конфликт цивилизаций, устроить революцию, заработать побольше каких-нибудь денег и славы, вобщем, все как обычно – даже в самые древние времена какие-то протоцивилизации, бесследно исчезнувшие в песках времени, ничем не отличались от цивилизаций нынешних. Но человек еще пока не разучился говорить с духом мира. В том же мире дикий зверь приходит на помощь человеку, звезды предрекают судьбу, шаманка заглядывает сквозь пространство и время.
Сейчас наш мир маленький и уютный. Куда ни пойди, везде, даже в самых диких и гиблых местах есть гпрс, телефон, линии электропередач, дорога, чье-нибудь поселение, грузовик или самолет с доставкой еды на дом... Сейчас наш мир - это наш маленький домик. А в те времена мир был Вселенной - безграничной, величественной и суровой.
Может, и нам надо чаще смотреть в безграничное небо, прислушиваться к шепоту ветра, говорить со зверями, людьми и самими собой, и тогда Вселенная перестанет так слепо страшить нас?

резюме: всё-таки местами доисторические люди проявляют себя какими-то уж очень современными - мыслят категориями современного человека, до которых, вообще-то, еще несколько тысяч лет эволюционировать надо. Лучше бы сделали послностью дикарскую психологию. Кроме того, порой перегибы с пафосом. Может, оно так и должно быть, но все-таки может слегка напрячь. Так что 4+.

Tags: кинематограф
Subscribe

  • (no subject)

    Таки поняла, почему кинчик и метальчик в моем восприятии так хорошо взаимодополняются. Просто восприятие уже давно настроено на этот лад, ясно чем 👇🏻…

  • (no subject)

  • (no subject)

    это всё из-за этой песни "Атаман". Она сработала, как "Eine Nacht in Ewigkeit"

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments