Женская имперсонация графа Дракулы (с) (acantharia) wrote,
Женская имперсонация графа Дракулы (с)
acantharia

о природе человека, природе социализма, социализме в природе и человеке в социализме

Рассуждения этологов о социализме, разбавленные моими скромными наблюедниями в области человеческой натуры, худ.литературы и фантастики.
*****

Человек - политическое животное. То есть в него самой природой заложено самособираться в сообществах в иерархические пирамиды.
Даже современным демократиям приходится вбухивать огромные энергии в поддержание демократичности, а то все время так и норовят появиться всякие Наполеоны, Бушеги, Рузвельты, Шарль де Голли, Черчилли, Третьи Сроки, а то и вовсе что-нибудь жуткое вроде Гитлера. И это силовое, противоестественное воздействие, требующее напряжения разума для борьбы со своей природой.

Что уж говорить про такой умозрительный строй, как социализм, при котором диминантов не должно быть даже в скрытом виде, и все должны быть равны как на подбор и не чувствовать себя лучше или хуже других.
Такой строй потребовал бы колоссального напряжения каждой человеческой личности в борьбе с самой собой, с собственным нутром - ведь ей так и хочется возвыситься. Плохо чувствовали бы себя все, и потенциальные домнанты, и субдоминанты, которым надо, чтоб над ними кто-то доминировал. Причем взваливать на себя все эти психологические мучения пришлось бы в чисто добровольном порядке - раз доминантов нет, некому и заставить. Полезная работа общества сразу бы скатилась до нуля, потому что некому стало бы координировать действия, разрабатывать стратегию и тактику - ведь в человеческом понимании этим тоже занимается доминант, и если в человеческом обществе кто-то займется планированием и управлением, он тут же станет доминантом.


В результате при любой попытке реального построения социализма вместо социализма раз за разом разрастаются страшные и жесткие иерархические пирамиды, тоталитарные империи, ведь при таких социальных экспериментах в обществе исчезают всякие механизмы противодействия выстраиванию пирамиды. Чтоб предотвращать появление пирамиды, надо осознавать потенциальную возможность ее роста и смириться с необходимостью существования иерархии в обществе - то есть признать себя неспособными к социализму в чистом виде. Демократии, например, борются с появлением единой пирамиды путем создания и поддержания в обществе большого количества сосуществующих пирамидок.

Человек даже нафантазировать себе не может человеческое, то есть свое собственное, общество без иерархии. Даже в фантазиях на тему "Коммунистическая эра на Земле" все равно появляются всякие Мартыны Спыхальские, Адмиралы Эли, Большие Советы... И все инопланетные цивилизации всегда выстроены иерархически, по человеческому образу и подобию. Кто бы там с неба ни свалился - моллюски, членистоногие, червярики, позвоночные, трансформеры, даже ворлонцы или тени - они оказываются отражением человечества.

Более того, в истинном социализме человек, как правило, видит угрозу себе и ошибку природы. Есть такой вполне реальный строй у реальных животных на реальной Земле - энтомологи гордо называют его эусоциальность, то есть "настоящая социальность". Речь идет об общественных насекомых: перепончатокрылых (муравьи и осы) и термитах.
Общество муравейника однородно, в нем нет богатых и бедных, главных и подчиненных. Разделение труда там в прямом смысле осуществляется по способностям, но оно не служит критерием появления обществннных разнородностей. Рабочий в муравейнике уже на свет появляется рабочим - его способности определены, и он всю жизнь будет безвозмездно выкладываться на благо улья, реализуя по полной свои природные данные. Так же безвозмездно будут выкладываться все остальные рабочие. То же касается и солдатов муравейника, и даже королевы и трутней. Королева там только называется королевой, но она не главная и не правительница, и на деле она так же зависит от муравейника, как муравейник от нее, и она не правит общиной, а выполняет функции. Рабочие кладут ей в рот столько еды, сколько ей надо для постоянного производства потомства - это не подати иерарху. Благоденствие муравейника равно зависит от личного усердия каждого отдельно взятого муравья, будь он королевой или рабочим. И при этом ни одному муравью не надо это объяснять и воспитывать в нем этот дух - это у него врожденное, так же, как у человека политика, стремление подняться по иерархической лестнице. Усердие каждого отдельного муравья гармонично встроено в работу всего общества. Непостижимым для человека образом весь муравейник действует как один организм, даже обладает коллективным разумом и волей.

Я сейчас сходу могу припомнить всего лишь два случая в фантастике с описанием цивилизаций, строй которых - эусоциальность. Это зерги (Starcraft) и галакты (ЛкБ).

Сразу, наверно, начнутся возражения - как это у зергов социализм? А Овермайнд им на что??? Да, особь по имени Верховный Разум у них есть. Овермайнд, конечно, отдает приказы и читает нравоучения; но просто у него функция такая - думать. Вот он и думает, выполняет функции анализа, долгосрочного планирования, направляет дейятельность всей суммы ульев, но при этом не становится доминантом. Так же как королева в муравейнике выполняет функцию размножения. Овермайнд - руководитель-регулировщик, но не доминант. По сути, он является воплощением коллективного разума улья.

С галактами не так очевидно. Внешне они похожи на людей, бывают мужского и женского пола, заводят детей, живут в домах, работают на работах, устраивают праздники, с ними можно даже поговрить человеческим языком. Так и хочется видеть в них полное человекоподобие. Но нет - психология кардинально иная.

равноправие, выстроенное в их обществе, гораздо глубже человеческого
эусоциальность замаскирована довольно яркой индивидуальностью каждого.

Полное равноправие. "Каждый вправе затребовать все те возможности, которые посильны обществу. И, наоборот, никого нельзя лишать того, чем пользуется хотя бы один член общества". Это значит, что у всех будет всё, но с другой стороны - никому не будет льгот и привилегий.

Никакого индивидуализма и иерархической борьбы, притом что индивидуальность есть, и каждая личность обладает неповторимыми качествами. Члены общества разнокачественны по выполняемым функциям, но равны в занимаемом положении. В их обществе есть руководители, но они не доминанты, а скорее только регулировщики. Это такой же труд, как любой другой, и он не позволяет чувствовать себя главным.
Тигран, допустим, боевыми звездолетами рулит, а то и целыми флотами под адмиральской антенной, но сам скромничает: "У нас нет командиров". А при необходимости, если вдруг у руля потребовался бы другой склад ума, запросто уступит место и не почувствует себя униженным и обделенным, в отличии от смещенного человеческого доминанта. Граций - мегамозг, аналитик, специалист по межвидовым и межкультурным коммуникациям; будь он землянином, ему б политику вершить да судьбами мира манипулировать. Люди пристают: "Ну, что вы по этому поводу думаете!" - и получают в ответ искреннее недоумение "Ой, как же так, муравейник народ еще не выработал своего мнения! Я ж не могу говорить за всех!". Люди вступают в политические отношения, ожидают партнерства лидера с лидером, а вместо этого наталкиваются на посредника между ними и коллективной волей общества.
При этом ни у одного галакта даже мысли нету, что он служить обществу - они просто служат, и если муравейнику народу надо, бросятся даже навстречу смерти, наперекор свему ужасу перед ней.

Политические животные - зловреды, например - попав в такой строй, вскоре начинают борзеть, тем более что в строй этот их пытались встраивать на равных, то есть заставляли функционировать по всем принципам социализма. Может, если бы их оставили в ранге прислуживающей цивилизации, внутри которой позволили бы выстаривать собственные взаимоотношения, все было бы проще - у зловредов вытроилась бы иерархия, а венчали бы ее сверхдоминанты - галакты.

Но социалистические животные не умеют дорминировать, вот и получается, что политические животные выходят из повиновения, собираются в тоталитарную империю и начинают гонять мурашек ото всюду и усердно встраивать муравейник в свою иерархию - то ли по причине синдрома "отцы и дети", то ли из-за боязни чужеродного и непонятного, так же как мы побаиваемся некотролируемой стихии муравейника/улья.
Ведь людям тоже в Персее стало не по себе и возникло острое желание все взять в свои руки и научить "заблудших" галактов, как правильно жить.
Tags: Люди как боги, мысля, общая теория всего, трактат
Subscribe

  • (no subject)

    Немного толкового словаря. спойлер - это... когда в начале какбэ намекают, что будет в конце. конъюнктура - это... а это... Просто…

  • (no subject)

    При знакомстве с кинчиком я, так сказать, двигаюсь из будущего в прошлое, и в этом тоже что-то есть. По мере погружения, в нос ударило махровой…

  • (no subject)

    Сформулировала для себя разницу между понятиями "актер" и "артист". Актер - это мастер перевоплощений; его задача - изображать других людей.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments