Женская имперсонация графа Дракулы (с) (acantharia) wrote,
Женская имперсонация графа Дракулы (с)
acantharia

трансфотрактат

часть 2. О ФОРМЕ.

Первое, что сразу бросается в глаза, когда начинаешь знакомиться со вселенной «Трансформеров» - это микс прикольчатости и разумности действия с претензией на полный маразм.
С одной стороны, действие сто процентов времени старается дурачиться. Если можно в сцену добавить прикол, он будет добавлен обязательно. И вот на зрителя, как из рога изобилия, сыплются шуточки типа «метеорологическая станция на Луне», отжиги героев и добродушное подтрунивание порой даже над самыми суровыми персонажами. Тем не менее, не смотря на все хохмачества, фильм не пересекает грань, за которой начинается комедийность или тупость. Несерьёзность несерьёзности рознь: иногда кино бывает придурковатым, потому что создают его придурки; но только не в этом случае. Нарочито подчёркнутая легкомысленность - эдакое мочилово нудным и пафосным кинокомиксам, притчам и прочей нравоучительной мутотени. "Вот вам, съешьте, любители нудятины!". Отчётливо напоминает, как Гриндхаус устроил разнос ужастикам, а классические Звездные Войны – космическим операм.
В целом сюжет обладает свойством развиваться синхронно с тем, как думает зритель.
Несмотря на видимость тупости, он никогда не покоробит алогичностью происходящего. Герои поступают именно так, как на их месте поступали бы нормальные разумные люди. Даже если кто-то начинает вести себя по-идиотски (хотя, строго говоря, такое случается с завидной регулярностью как следствие легкомысленной концепции действа), ему не замедляют сообщить об этом другие герои, опережая едкое замечание зрителя. Или, для пущего эффекта, хором со зрителем – чтоб дать оному лишний повод похохотать.
Синхронность логики порой доходит до того, что сбываются самые невероятные или колкие предположения, вроде «ну молодец, а теперь - два пальца в розетку».
Впрочем, изощренностью сюжета «Трансформеры» тоже не блещут. Они никогда и не претендовали на какие-либо достижения в этой области. Любое из поколений можно пересказать фразой «десептиконы пытаются заполучить [подставить название артефакта] и с помощью него захватить мир, а автоботы им мешают». Кайфовость «Трансформеров» – в приятных частностях и мелочах. Красиво выстроенные кадры, улетные драки, смешные и грустные мирные сцены, искренность отношений.
Всё это запаковано в экшн, нескончаемый экшн, временами даже балансирующий на грани трэша. Основу зрелища составляют феерические побоища, связанные между собой непрерывным потоком действия. Излюбленные в нынешнем кино глубокомысленно-красноречивые повисания, во время которых зритель имеет возможность прогуляться за попконом/пивком или поразвлекать аудиторию колкими замечаниями в адрес экрана, – это не по-трансформерски. Не успеет зритель отсмеяться, как его мозг уже плавится в звериной энергетике драк; не успеет он остыть после драки, как его уже несёт в очередной клуб веселых и находчивых.
А ведь на самом деле по ходу дохнет огромное количество биологических и небиологических объектов, хотя, конечно, большая часть этой "кровищщи" остаётся за кадром. На первом плане - красивые баталии и образчики доблести. Трансформеры крошат друг друга - порой в прямом смысле слова - тысячей всевозможных способов, так что дух захватывает и адреналин в кровь хлещет фонтаном. Происходи это всё с биологическими объектами, и нынешнее кровавое кино с его модой на "предельно реалистичные" убиения нервно курило бы в сторонке. А так только разлетаются во все стороны молнии и груды металла. И всё это закручивается всё более лихо по мере того, как киношники набираются смелости и наглости, и к ним приходит понимание, насколько благодатный материал попал им в руки. Как заметили великомудрые, детские сказки всегда очень жестоки.
Но главное, что при всех масштабах мочильника кино остаётся добрым и человечным. У него есть другие рычаги воздействия на публику, нежели "шокирующая правда жизни", "высмеивание пороков" и "взрослый юмор". Эти мультики можно показывать вместо рекламы «Будьте добрее». Оно, может, действительно кино для детей младшего школьного возраста, но смотреть его обязаны взрослые. Ведь так хочется порой чего-нибудь разумного, доброго, вечного… душевного.
Особенная ценность такого сплава экшна, разумности и легкомыслия – в том, что он лучше всего овладевает вниманием и симпатиями аудитории, а потому именно на таком материале можно с максимальной эффективностью проталкивать зрителям всевозможные морали, мысли и концепции. Правда, есть риск, что зрители вообще их не заметят; но это и не важно – если зрелище им понравится, то все содержимое, в любом случае, отложится у них в головах.
Tags: кинематограф, трактат
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • (без темы)

    Товарищи ученые лингвисты и филологи! Мне надо в одной методологическое статье подкрепить чьим-нибудь авторитетным мнением тезис о том, что при…

  • (без темы)

    По мере знакомства с темой фанбои Виктора всё больше напоминают мне фангерл Принца Асгардского. Инфосфера то и дело приносит мне трактаты с…

  • (без темы)

    мир вранья, где мужчин называют женщинами, а женщин - мужчинами, дураков называют умными, уродов - красивыми, больных - здоровыми, расистов - борцами…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments