засуну все-таки под кат, пока в разработке. Хочу сделать более академично, а то как-то агрессивно вышло :/. Нужны рецензент и научрук :) !
"Откуда такое выросло?" - "Да уж, выросло..."
(с) Похождения императора
«Готика – это допущенные затраты на безвкусные произведения искусства, которым не хватает красоты, приятности и изысканности»
И. Г. Зульцер, 1778
«Готическое искусство… было соотнесено с вечностью, с "высшими" иррациональными силами. Отсюда символико-аллегорический способ мышления в Г. и черты условности в её художественном языке. […] Возникшая в эпоху Г. смелая и сложная каркасная конструкция позволила преодолеть инертность и массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамическое единство пространственных ячеек и намного увеличить интерьер. […] Синтез искусств в Г. несравненно богаче и сложнее, чем в романском стиле, а система сюжетов намного шире, стройнее и логичнее»
Большая советская энциклопедия
Есть все основания полагать, что в 1980 году на Землю случилось нашествие инопланетян, и над Европой постоянно вилась летающая тарелка. Как иначе объяснить то, что произошло в настроениях масс и в музыке конкретно в этот год?
А произошло крушение музыкальной римской империи. Завершившееся нашествием готов.
Часть 1. Пара слов о временах предшествующих
Первая эпоха рок-музыки продлилась двадцать лет – 60е-70е годы. Ядром рок-сцены тех лет являлся классический английский рок – пышное и раскидистое дерево, разросшееся от рокенролльных корней и Битлза (http://sparrow-lied.livejournal.com/51206.html): Led Zeppelin, Pink Floyd, Jethro Tull, Genesis, King Crimson, Yes, Queen, Procol Harum, Gentle Giant, Rick Wakeman и т.д.; свобода, эксперименты, приколисты, ЛСДшно-травяные полеты в космос; любовь, свободный секс, хиппи, цветы жизни, вера в наступающее светлое будущее.
Занятно, но впервые эпитет "gothic" был употреблен еще в конце 60-х для описания творчества King Crimson и Van der Graaf Generator. Естественно, никакого отношения к определению жанра это не имело. Но можно скромно предположить, что промелькнувшее слово засело у кого-то в душе...
Параллельно с классическим по ту сторону океана зарождается и потихоньку развивается панк-рок. Этот стиль появился еще в 60е в Америке в качестве альтернативы классическому року. Поначалу «гаражная», «подпольная» музыка вечно недовольной бунтующей молодежи, в 70х он оформляется в жанр – пришло его время. Классический рок переходит позднюю стадию развития – он утрачивает нонконформизм, становится сложным, навороченным; а молодежи нужно «что-то свое». И тут как раз кстати пришелся панк. Это простая и сердитая музыка - чистые эмоции, драйв, бунт Поколения Х против поколения отцов-хиппи.
Первая и последняя звезда панка – Sex pistols, просуществовавшая совсем недолго во второй половине 70х.
Sex pistols: Holidays in the sun (from "Never mind the bollocks", 1977)
(http://amirita.livejournal.com/12859.html#cutid1; панки о себе: http://punk.nnov.ru/node/766)
Эпоха завершилась грандиозным вымиранием 1980, выразившемся в повальном роспуске или опопсовении групп. Старый музмир рассыпался и безвозвратно ушле в прошлое, и на обломках начал расти новый.
схема: основные течения рок-музыки
1967 1980
рок ---> арт-рок ---> +
\--> хард-рок ---> "нью-хард-рок" (металл)
\-> панк ---> пост-панк ----> готика
Часть 2. Пост-панк и рождение готики
NOTE *бугага. Готические альбомы 80х, похоже, настолько специфическая вещь, что их никак не могут четко датировать: офсайты говорят одно, статьи другое, каталоги - третье; а расхождения по датировкам релизов колеблются в пределах +/- 1 год. Благо, хоть не со всеми альбомами вышел такой облом.*
На рубеже 80х панк претерпевает эволюционный финт, породив на свет пост-панк - разнородное и нестабильное, постоянно видоизменяющееся течение. Стиль характеризуется усилением декадентских настроений и формализацией при сохранении агрессии и минимализма. Это уже первичный вариант "темной" музыки - просто и сердито. И поныне всех готов восхищает пост-панк Bauhaus, любовно называемый ими "протоготикой":
Bauhaus: “Bela Lugosi dead” 1980
С этого момента назад дороги нет.
Развитие тенденции омрачения музыки и приводит в конечном счете к появлению того, что получило имя готики. Жанр начал назревать уже в начале 80: пост-панк при всей своей простоте уже носил темную окраску, а дальше все четче и четче проступала готичность в самых разнообразных коллективах. Выражалось это в непрерывном нарастании эмоциональной мрачности музыки, медленном, но верном и для чуткого уха заметном отходе от минимализма, развитии художественности. Стали нарождаться разные называния, подчеркивающие настрой музыки: dark punk, cold-wave, dark-wave, и даже начала мелькать собственно gothic, еще, однако, не вошедшая во всеобщее употребление.
Cure: Pornography (from "Pornography", 1982)
Превращение пост-панков в готов было столь же неизбежно, стремительно и стихийно, как превращение кистеперых рыб в амфибий :). В этом плане становление готики повторяет историю хард-рока: так же независимо друг от друга разные команды приходят к одинаковому результату.
Первым достоверно и бесспорно готическим альбомом является “First and last and always” 1985 британской группы Sisters of Mercy (название не отражает состав). Это уже не шаг пост-панков в сторону тьмы – это от начала до конца пронизанный новой эстетикой альбом, и команда, изначально ориентированная на готику.
Sisters of mercy: Logic (from "First and last and always", 1985)
Примечательно, что группа возникла в 1980 году, но долгое время занималась концертной деятельностью и выпуском синглов. Ко времени первого студийника музыкальное сообщество уже было морально подготовлено к открытию нового жанра, и вот он предстал во всей красе.
Комплекс отличительных признаков готики 80.
Старое:
1. остаточный панковский минимализм
2. общие для всей музыки 80х отголоски диско.
Одним словом - характерные черты эпохи. Но, боюсь, более четко описать это звучание мне не дано. Понять, какова музыка 80х, можно, только наслушавшись ее вдоволь.
Новое:
3. "пост-постпанковское" (не убивайте меня за терминологию) углубление и усложнение звучания. Только если не сравнивать с классическим периодом рока!
4. холодность эмоциональной окраски.
5. загрузочная поэзия на всевозможные мрачные и серьезные темы.
6. и, конечно, немузыкальный признак - внешний вид. Пожалуй, до сих пор никто так об имидже не пекся.
Тем не менее, после окончательного утверждения готики в качестве полноправного жанра ее отправную точку стали отодвигать в прошлое, записывая в нее еще не достигшие готического уровня организации, но уже уверенно шагающие по этому пути группы начала 80х. Например, все тот же Кумир Всех Готов Bauhaus. Или возникший еще в 70е Cure, так же набирающий готические обороты.
Cure: Cold (from "Pornography", 1982).
Группы эти, нельзя не признать, - почетные бойцы готической армии. Тут уж кому как больше нравится, тот так и считает: хотите - можете считать началом готики "Белу Лугоси", хотите - "First and last and always".
А вскоре после дебютного альбома Sisters of Mercy над пессимистстичной массой музыкантов поднимается второй столп начинающей готики - Fields of the Nephilim.
Fields of the Nephilim: the Tower (from "Downrazor", 1986?)
Итак, «Киты» готики 80х: два оригинальных – SoM и FoN; и два мутантных – Cure и Bauhaus. Вместе они четко обозначили новый стиль во всех его проявлениях - звучании, имидже, смысловой нагрузке. Отныне и навсегда готика занимает почетное место в пантеоне основных направлений рока.
Если попробовать визуализировать, то можно сказать, что в музыке случилось то же самое, что в архитектуре, когда романский стиль метаморфизировал в готику. Представьте себе Кельнский собор: темные стены и черные шпили, возносящиеся к небесам, холодная красота конструкции в строгом декоре, располагающая к размышлениям о вечности, жизни и смерти:
Ведь есть что-то общее с ощущениями, создаваемыми музыкой?
Равновесие, однако, еще не достигнуто. Стиль, обозначившись, продолжает видоизменяться. Появляются композиции, раньше попросту невозможные в семействе панка:
Mission: Garden of delight (from "God's Own Medicine", 1986)
Группы нестабильны, в них постоянно меняется состав, и зачастую они оказывают довольно короткоживущими. СоМ выпустили 2 знаковых для готики альбома: F&L&A и Floodland (1988), а потом пошли на убыль; ФоН после 3 студийников самораспустились на 17 лет; Кьюр и поныне меняет составы. Видимо, нет удовлетворенности в глубинах готических душ.
анонс: "вторая волна" готики.
ЗЫ: это версия 1.0. Принимаются жалобы, предложения и конструктивная критика. Просмотрю на свежую голову - может, захочу чего исправить.