Женская имперсонация графа Дракулы (с) (acantharia) wrote,
Женская имперсонация графа Дракулы (с)
acantharia

Category:
Еще немного интертрепации Толкина. Об отношениях Фродо и Сэма.



Екатерина Михайловна Шульман, российский политолог и публицист: Видна разница эпох, видно противоречие между природой эпоса как военно-аристократического, феодального жанра и буржуазной природой кинематографа. Главная категория эпоса — это возвышенное, главная категория буржуазного — это трогательное. Поэтому в фильме акцент делается на отношениях Фродо и Сэма, которые не отношения хозяина и слуги, не отношения вассала и сюзерена. <...> Они два друга, которые сложно друг с другом то мирятся, то дружат. Вся эта динамика вассальной преданности невозможна к передаче, потому что мы уже не понимаем неравенства. Точнее, понимаем, но возмущаемся им, а не умиляемся ему.

Екатерина Михайловна О., просто толкинист мимо проходил: Не могу согласиться с тем, что нам не понять неравенства. Надо просто найти формы, которые это явление принимает в современном мире.
Нам, может, не понять преданности холопа по отношению к барину. Нам не понять, как это так - что холоп подобострастно взирает на барина, прям обожает его, считает его лучше и выше себя, и готов тащить его на себе до самого Ородруина. Нам кажется, что это плохо и несправедливо?.. Ну ладно. А теперь представьте, что это, например, Виктор Цой и его фанбой. [Сразу всё норм стало и с обожанием, и с готовностью прыгнуть за него в пасть дракона, не так ли?]
И, кстати, это было бы ближе к замыслу Профессора, потому что Фродо не по рождению "барин", а по культурным и нравственным качествам интеллигент. А также и нефор. Они с Бильбо увлекают молодежь, потому что являются для них проводниками в сказочный яркий мир [а добропорядочных мамаш и папаш - чокнутыми нарушителями спокойствия, угу].
Но, конечно, чтоб отобразить такое в фильме, пришлось бы проделать большую и сложную работу над образом Фродо - чтоб убедительно показать, что этот человек способен увлечь других. Гораздо проще подменить это на обыденное "поссорились, помирились, вместе выпили пивка".

И, кстати, тандем Фродо и Сэма действует сложнее, чем просто "два друга превожмогли". Между ними есть разделение труда. И это не "Ген, давай я понесу чемоданы, а ты понесешь меня".
Фродо думает о высоком, о спасении мира, о том, чтоб миссия была выполнена; он ставит свою миссию превыше себя и, если угодно, тащит свой крест. И вообще-то, идет к Ородруину с намерением там умереть. Не потому что хочет умереть, а потому что, как реалист и интеллектуал, понимает, что вероятность выжить при исполнении _такой_ миссии _там_ примерно зеро. Просто он понимает, что есть вещи, которые _надо_ сделать независимо от того, выживешь ты или нет.
Сэм о высоких материях НЕ думает (он считает, что ему на это не хватает способностей); он сосредоточен на том, чтоб дотащить Фродо до цели живым, а потом утащить обратно - тоже живым. "Спасай мир, раз так надо; а я спасу тебя".
Именно синергия этих двух мотиваций позволяет им дойти до конца. Фродо настроен настолько решительно, что прет напролом, как танк. Если бы не его решительность, Сэм бы даже Эмин Муил не прошел. Просто не отважился бы ни по обрывам, ни по болотам, ни в Мораннон, ни в Моргул, ни уж тем паче в логово Шелоб и Кирит Унгол. Но если б Сэм его постоянно не тормозил, не убеждал, что надо пожить еще немножко, и не выручал на каждой локации, Фродо бы тоже дальше Эмин Муила не ушел. Просто убился бы, сиганув с обрыва, "потому что раз нет другой дороги, придется попробовать эту".

Я заметила, что если раньше меня в фильме раздражали прежде всего неудачи визуального ряда, то со временем на первый план вышли неудачи с характерами.
Сила _книжной_ фигуры Фродо не в том, что он мучается под гнетом Кольца, а в том, что он, собрав волю в кулак, всё идет, и идет, и идет, _вопреки_ мучениям, которые причиняет ему Кольцо. Мучения с каждым шагом становятся всё сильнее, но его это не останавливает, он упорно продолжает идти, буквально до последней капли своих сил, и даже дальше.
В фильме этот несгибаемый стержень внутри него сделать не сумели, сделали из него пассивного страдальца со съезжающим крышаком.
Tags: Кинчик, Толкиен
Subscribe

  • (no subject)

    прям краткая антология костюмчиков Вити :} Всё как у людей Upd

  • осенне-лиричное

    Обычно мы в такое время года а дачу не ездим, а уж тем более не ходим там на природу прогуливаться. Но тут внезапно занесло нас туда с Докой. На…

  • Большой Багрец

    перепощу папу, который, в свою очередь, перепощивает меня :) https://bigstonedragon.livejournal.com/1295623.html Знаете, что меня вымораживает?…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment