Женская имперсонация графа Дракулы (с) (acantharia) wrote,
Женская имперсонация графа Дракулы (с)
acantharia

  • Mood:

об истоках культуры и о разумности видов

Интересно становление человека как человека, то есть переход из животного состояния в нынешнее. Гуманитариям в этом плане легко: пока обезьяна - то зверь, а когда человек - то человек. В доисторическую эпоху зверь, в историческую - человек. Обезьяны багают где-то по лесу, страдают фигней, размножаются... звери. А человек, такой умный-разумный, стал думать, создал культуру, орудия труда, научился охотиться, земледельничать, огонь добывать, рисовать, писать. Все, четкая грань. Вот как взял палку в руки, так челочек, - ясно как день. По гуманитариям, культура - это новообразование, отличающее человека от животного.

Но вот незадача - примитивная культура есть у многих видов высших позвоночных: среди зверей у некоторых хищников, например, у волков; у китообразных; у многих настоящих обезьян, в частности, естественно, у всех человекообразных. Что заставляет предположить, что культура уходит корнями в такие темные глубины веков, что искать их попросту невозможно. Если вообще имел место быть какой-то начальный, отправной пункт культуры, а не было такого, что знания накапливались постепенно в ходе эволюционного развития мозга. И вот мне стало интересно, какая составляющая нашей культуры пришла с тех пор, когда человек еще не осмысливал себя и распространял знания "из уст в уста".

Ключевой чертой культуры животного уровня является ограниченность способов ее сохранения: исключительно путем передачи информации лично от учителя к ученику на примере личного опыта, минуя не только письменные посредники, но даже речь. Это накладывает строгие ограничения на ее объем. В основном культура животного уровня носит прикладной характер: это знания о съедобности трав и плодов, о целебных свойтсвах растений, стратегии и особые приемы охоты, простые орудия труда (например, палки-копалки, кололки орехов, кисточки для добычи насекомых у шимпанзе), какие-то правила социальной организации, упорядоченные системы звуковых сигналов (не языковые, конечно). А изредка попадаются даже примитивные формы ритуалов (например, ритуал после постройки спального домика у орангутанов).

Но оттуда могли прийти даже представления об окружающем мире. Почему, например, во всех народах космологические мифы имеют сходных мотив? Почему даже у самых отдаленных друг от друга народов, достоверно в культурном плане изолированных, Вселенная всегда представляется как твердь, поднятая со дна моря и отгороженная от внешнего хаоса некой оболочкой. Совершенно точно они не могли прийти друг к другу и поделиться мнениями. Остается 2 предположения - что это фундаментальное свойство способности мозга к познанию, или что это какое-то наидревнейшее интуитивное представление, дошедшее из тех самых темных глубин веков. Кстати, эти два предподожения суть могут оказаться одним и тем же.

Однако же, если честно взглянуть правде в глаза и признать за животными факт наличия культуры (гуманитарии сейчас что есть мочи сопротивляются употреблению этого термина по отношению к каким-либо видам, кроме человека), то получается, что переход между человеком и животным крайне размыт. По сути, только древние греки первыми осознали свою способность думать. Их философия - это и есть первое истинное осознание разумности, редкойстной способности абстрагироваться; поэтому они и не занимались эмпирическими исследованиями - они упивались самой способностью делать умственные построения, а для этого им достаточно было минимальных данных о мире, отталкиваясь от которых можно было бы пускаться в построения. Это теперь, уже полностью осознав свои способности, приняв их как должное, отточив методики их использования, человек стал применять их для глубокого и досканального познания мира.

А до этого человечество, по сути, продолжало животное состояние, пусть многократно усовершенствованное преимуществами письменной передачи информации. В этом плане крайне интересна египетская цивилизация. Египтяне, как и животные, использовали свою культуру неосознанно, принимая ее как должное, вечное и нерушимое, просто существуя по ее законам и в ее рамках, о происходении и свойствах которых даже не приходило в голову задуматься. К тому же они не превозносили себя над животными и даже не отличали себя от них - чего стоит пантеон, состоящий из животных вперемежку с людьми
Tags: мысля, наукообразно, общая теория всего, трактат
Subscribe

  • (no subject)

    Немного толкового словаря. спойлер - это... когда в начале какбэ намекают, что будет в конце. конъюнктура - это... а это... Просто…

  • (no subject)

    При знакомстве с кинчиком я, так сказать, двигаюсь из будущего в прошлое, и в этом тоже что-то есть. По мере погружения, в нос ударило махровой…

  • (no subject)

    Сформулировала для себя разницу между понятиями "актер" и "артист". Актер - это мастер перевоплощений; его задача - изображать других людей.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • (no subject)

    Немного толкового словаря. спойлер - это... когда в начале какбэ намекают, что будет в конце. конъюнктура - это... а это... Просто…

  • (no subject)

    При знакомстве с кинчиком я, так сказать, двигаюсь из будущего в прошлое, и в этом тоже что-то есть. По мере погружения, в нос ударило махровой…

  • (no subject)

    Сформулировала для себя разницу между понятиями "актер" и "артист". Актер - это мастер перевоплощений; его задача - изображать других людей.…