Женская имперсонация графа Дракулы (с) (acantharia) wrote,
Женская имперсонация графа Дракулы (с)
acantharia

Categories:
немного об Арвэн.

В ВК есть три похожих эпизода, которые хотелось бы проиллюстрировать похожими картинами: яркие видения, вторгающиеся в темную повседневность. Первое – видение древнего Казад-дума в песне Гимли. Второе – видение Феанора за работой в рассказе Гэндальфа во время скачки в Минас Тирит. Третье – видение Арвэн, вышивающей Знамя Победы, о котором рассказывает предводитель Серого Отряда на пути к Тропе Мертвых. Во всех трех эпизодах непосредственная арена действия погружена во мрак, герои через тьму идут навстречу опасности, неизвестности и битвам не на жизнь, а на смерть; и вдруг в эту тьму врывается пронзительно-светлое видение, центральным предметом которого является Мастер, создающий нечто прекрасное и вечное.

Отсюда - чем мне не нравится Арвэн в версии Питера Джексона (помимо того, что ее играет Лив Тайлер), так это тем, что ее персонаж в фильме присутствует исключительно для того, чтоб у Арагорна была девушка. Голова у нее занята исключительно тем, что «влюбилася я, замуж хочу, детишек рожать». Сидит, скучает, мается, книжечку вот взяла почитать со скуки… Может, это само по себе не так уж и плохо. В самом деле, не всем же войной заниматься и бошкосшибательством! Надо же кому-то и о продолжении рода тоже думать, ждать и вздыхать. Но…
Во-первых, как-то это мелковато. В романе ждала и вздыхала Рози Коттон, и мне кажется, что это было вполне правдоподобно – что для сельской девушки, действительно, главной и единственной заботой является вспыхнувшее влечение поскорее детишек наделать [и побольше, побольше]. Но Арвэн-то не сельская девушка, а интеллектуальная элита Средиземья! Эльфы в ВК вообще склонны печься об интересах всего мира больше, чем о личных; а в особенности Высокие Эльфы, к коим относятся Элронд и Галадриэль, и Арвэн – их ближайшая родственница. Дети впитывают то, что в них «вливают» их родители; одно только это позволяет считать, что образ ее мыслей и действий, как персоны, вращающейся в кругах Элронда и Галадриэли, должен быть шире, нежели «не знаю, чем заняться; замуж, что ль сходить?»
Во-вторых, попахивает юношеским максимализмом, ведь с эльфийской колокольни ее поведение можно трактовать как суицид во имя любви. «Влюбилася я, пойду и убьюсь». Если всё, что ей надо – это детишек понаделать, то неужели она и правда думает, что не найдет никого другого, за кого замуж сходить и чтоб помирать не пришлось?..
Вообще, конечно, на тексте романа сложно доказать, что Арвэн – интеллектуальная элита. Непосредственно в романе об Арвэн сказано чуть больше двух слов. При такой экстремальной эпизодичности действительно может показаться, что всё содержание персонажа сводится лишь к тому, чтоб в конце было с кем свадебку играть. Тем не менее, можно обратиться в «Легенде об Арагорне и Арвэн» и извлечь оттуда кое-что. А в пресловутой «Легенде» возникает – по крайней мере лично у меня – стойкое ощущение, что Арвэн вышла замуж во многом по расчету, а расчет ее состоял в том, чтоб вложиться в будущее судеб Средиземья; в Арагорне она видела возможность реставрации монархии на территории Средиземья, и эту задачу она сочла достаточно важной и достойной того, чтоб заплатить за нее жизнью. И это вполне объяснимо в свете того, какой сакральный и высокий смысл Толкин придает монархии: король – этот такой магический источник общественной организованности; каков механизм его чудотворного воздействия на общество, не известно, однако одного лишь присутствия _правильного_ короля достаточно, чтоб в обществе повышался уровень культуры и цивилизованности. Арвэн может дать Мидгарду таких королей, чтоб радикально повысить уровень жизни здесь; и «дать» - в смысле не просто родить, но вырастить. Как однажды выразился один мой знакомый, "делать науку, там, или искусство всякий может, а ты попробуй сделать короля, президента, эйнштейна..."
Если же присмотреться к деятельности Арвэн до замужества, то… Во-первых, Арвэн вращается попеременно то в Ривенделле, то в Лориене. Да, она не несется на лошади с саблей; но ведь и Галадриэль не носится на лошади с саблей, тем не менее, ведет одну из самых мощных и эффективных кампаний против Саурона, ведет своей собственной силой и силой Кольца, делая для защиты Лориена больше, чем вооруженные силы. Еще Галадриэль разрабатывает противосауронское оружие – фиал – которое оказывается крайне эффективным и местами даже более полезным, чем сабли. Короче говоря, если дама сидит в Лориене и не носится с саблей, это не значит, что она баклуши бьет.
И вот теперь Знамя Победы, вышитое Арвэн… Предмет, созданный эльфийским мастером, может быть чем-то большим, чем просто кусок материи. Да, об этом в книге напрямую не говорилось… но это следует из логики повествования. Арвэн не просто сидит и ждет, когда милый пройдет квест и явится жениться, а неким – скрытым от нас по причине краткости повествования – способом вкладывается в общую победу. И этот момент полностью упущен в экранизации.
Tags: Толкиен
Subscribe

  • надо же, похоже, у меня впервые в истории получился фанфик

    (правда, это старый текст, щасс перечитала и поняла, что ничего так) __________________________ Химринг, кружок естествознания. Зал не слишком…

  • (no subject)

    Wyatt Winterbottom возразил Саре Сара, можете кратко сказать три вещи: кто такой Финголфин, зачем переходил, и чем страшен Хелькараксе? Сара…

  • лакрифан о "Кино"

    Во второй половине августа, наверно, летала какая-то летающая тарелка, так как случилось что-то вроде маленького массового психоза, и эта персона…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments