Женская имперсонация графа Дракулы (с) (acantharia) wrote,
Женская имперсонация графа Дракулы (с)
acantharia

Categories:
Глава 1-07 «В доме Тома Бомбадила»
Златеника.
"В кресле в дальней части комнаты, лицом к двери, сидела женщина. Ее длинные желтые волосы мелкой рябью ниспадали по плечам; она была одета в зеленое – светло-зеленое, как молодые камыши, и расшитое серебром, подобно каплям росы, - и подпоясана золотым поясом в форме венка из кувшинок, присыпанных глазками незабудок. У ее ног в зеленых и коричневых керамических сосудах плавали белые водяные лилии, так что сидела она словно на троне посреди озера."

Растение-талисман главы – водяные лилии, лейтмотив – чары воды, домашний уют у очага, когда за окном проливной дождь.

Для образа Златеники, хозяйки дома, Толкин, как мне кажется, адаптировал образ Офелии: «Есть ива над потоком, что склоняет седые листья к зеркалу волны; туда она пришла, сплетя в гирлянды крапиву, лютик, ирис, орхидеи… Она старалась по ветвям развесить свои венки; коварный сук сломался, и травы и она сама упали в рыдающий поток. Её одежды, раскинувшись, несли её, как нимфу; она меж тем обрывки песен пела, как если бы не чуяла беды или была созданием, рождённым в стихии вод»
Разница в том, что Офелия связана с трагедией и смертью, а Златеника – с радостью и жизнью.

Кто такая Златеника внутри мира Арды – вопрос, на который у меня нет ответа. Она выступает в роли своеобразной речной нимфы; наиболее вероятно, что она кто-то из младших майар. Хотя если учесть, что ее супруг Том Бомбадил – пришелец из другой вселенной (игрушка детей Толкина, которую занесло в Арду по воле ее создателя), то можно допустить и более экзотическую версию: что Златеника – это, так сказать, душа Офелии, переродившаяся в Арде в качестве Дочери Реки, кем ей предрекали быть в исходнике у Шекспира

«Собираю [лилии] каждый год на закате лета
В чистом озере, каких больше в мире нету;
Там и милую свою я когда-то встретил,
Вдруг услышав голосок, невесом и светел:
Это в чаще тростника пела Дочь Речная,
И сердечко застучало, Тома ожидая…»

Образ Офелии часто привлекал романтических живописцев XIX века. Про картину «Офелия» Джона Милле пишут: «Считается, что пейзаж «Офелии» — квинтэссенция английской природы. Милле создал его у реки Хогсмилл, в графстве Суррей, проводя у мольберта по 11 часов в день». Мне кажется, не просто так у Толкина, который вообще любит живописный ландшафт, оказался сходный образ девы-среди-водяных-лилий, пусть и переосмысленный через нерушимый толкиновский оптимизм.


by Georges Roussin


by Jules-Élie Delaunay


Маковский


by Friedrich Wilhelm Theodor Heyser


by John Everett Millais
Tags: живопись, толкиенокартинка
Subscribe

  • (no subject)

    один пожар задымил весь город. Потому что от Володарского моста до излучины Невы доносило весьма плотный смог, и ясно, что рассеиваться он там не…

  • (no subject)

    При знакомстве с кинчиком я, так сказать, двигаюсь из будущего в прошлое, и в этом тоже что-то есть. По мере погружения, в нос ударило махровой…

  • (no subject)

    Когда жисть в борьбе с бюрократией начинает казаться нестерпимой, просто представь ее в другом свете: "нас опять ждет квест: иди к купцу, возьми у…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments