Женская имперсонация графа Дракулы (с) (acantharia) wrote,
Женская имперсонация графа Дракулы (с)
acantharia

Categories:
Скончался Кристофер Толкиен.
В 95 лет, это было ожидаемо... Но все-таки он до последнего был рыцарем в сияющих доспехах, защищающим наследие отца от дракона по имени "Дисней".

У меня самой отношение к деятельности Кристофера было довольно неоднозначное. Он был своего рода проводником фантазий своего отца в мир людей - или, наоборот, людей в мир фантазий отца - и посвятил жизнь тому, чтоб сделать его творчество достоянием человечества. Сам Дж.Р.Р.Т. творил свой мир во многом для себя, "в стол", при жизни он издал только "Хоббит" и "Властелин Колец", а это лишь малая толика того, что он создал. Именно Кристоферу мы обязаны тем, что посвящены в историю Старших Дней Арды, и это делает мир Толкина настолько богатым и многогранным, ведь это не просто "просто локация очередного фэнтези", это целая мифология. Именно вокруг Старших Дней вращаются вращаются хардкорные толкинисты; именно Старшие Дни являются предметом ролевых игр; именно вокруг них бурлят и не умолкают ожесточенные дискуссии об этике, о том, "что такое хорошо и что такое плохо"; потому что это обширнейшая арена с огромнейшим количеством происшествий и ситуаций.
Я бы даже описала эту разницу так: когда вы читаете ВК, вы как бы приезжаете в Арду туристом в организованной тургруппе. Вы выходите с самолета, вас берут за ручку и ведут по важным туристическим объектам, рассказывают вам о них немного исторических анекдотов; потом кладут обратно в самолет, и вы улетаете. А взявшись за Сильмариллион, вы приезжаете дикарем. Вы соскакиваете с нахоженых туристических троп и углубляетесь в дебри, и вот тут-то начинается настоящая жизнь, настоящая экзотика и вся полнота ощущений.

Но есть у этого и обратная сторона, и суть ее как раз в том, что сам Дж.Р.Р.Т. не считал истории Старших Дней пригодными для предъявления широкой общественности, раз так и не довел ничего из них до публикации. Чем-то он был недоволен в создаваемом им мире. ВК - это квинтэссенция его мировоззрения, которая находится в согласии с его ощущениями; а истории Старших Дней он писал-писал и переписывал до конца своих дней, а значит, что-то с ними не так. И я даже скажу что. Не просто ж так именно о персонажах Сильмариллиона так ожесточенно бодаются толкинисты на предмет, who is good guys, and who is bad guys. Дж.Р.Р.Т., с одной стороны, пытался создавать возвышенные, романтические и светлые образы, и выражать восхищение этими образами; а с другой - писать для этих образов какую-то историю, и вот эти коллизии, описанные в Сильме, зачастую никак не вяжутся с заявленной красотой, возвышенностью и положительностью. В ВК согласование гораздо лучше. Скажу даже так: в ВК оно просто есть, это согласование. В ВК он исследует красоту духа, выраженную через поступки, он заявляет, что "плохих людей" нет, есть неблаговидные деяния, но они - результат ошибок, а не некой врожденной "плохости". И он ко всем относится с пониманием. И - может главное - ему удалось избежать двойных стандартов, он очень последователен в своих оценках.
А в Старшем Легендариуме этого не удалось. Старший Легендариум перенасыщен предвзятостью, изобилует двойными стандартами и, к сожалению, в нем слишком часто встречается типичное "это хорошие парни, потому что они хорошие. Видите? Они все в белом!". Хорошие парни всегда правы, потому что они в белом. Плохие парни всегда неправы, потому что они в черном. И "плохие парни" - это не Моргот с Сауроном, это принцы асгардские. Вот вам и почва для яростных священных войн среди толкинистов. И, если честно... я, конечно, не могу ничего доказать, но не могу и отделаться от подозрений, что вот это всё исходит не от Дж.Р.Р.Т., а от Кристофера Толкиена. Я не представляю и вряд ли когда-нибудь представлю, каков размер его вклада в Старший Легендариум. Известно, что он многое дописывал при подготовке к публикациям, в т.ч. в Сильмариллион. Сравнивая ВК и Сильм, я понимаю, что Дж.Р.Р.Т. не мог вот так писать: "хорошие парни хорошие, потому что они в белом". Там у него "хорошие парни" хорошие по совсем другим причинам, даже если порой они оказываются одеты в белое. В Сильме же, вероятно, у него был ряд персонажей, к которым он априорно относился с симпатией (типа Лучиэни), но так и не смог добиться согласования их поступков с заявленной белостью. Может, это и есть причина его недовольства этой частью своего творчества. Кристофер же, как минимум, вынес всё это из избы. А как максимум, не исключено, что и приписал всё это к отцовсвкому творчеству.

Так что вот...
Но как бы то ни было, без Старшего Легендариума жизнь была бы тусклее, и Арда была бы не та. Так что, в любом случае, спасибо ему.
Tags: Толкиен
Subscribe

  • (no subject)

    Я пока не видела на экране образов, про которые бы сразу подумала: "О, Галадриэль!". Ни на одну артистку не могу показать и сказать: "Она, точно".…

  • (no subject)

    вытащу из комментариев во вконтакте, чтоб не исчезло в пучине веков. Об Арвэн-Тайлер. ну, папа вообще хочет за три моря увезти в далёкие края…

  • (no subject)

    Устроила толкинистский вброс https://m.vk.com/wall-67629106_38085 Сначала веселилась, потом вдруг бомбануло у меня самой. Про Эльвинг. Я просто…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments