Женская имперсонация графа Дракулы (с) (acantharia) wrote,
Женская имперсонация графа Дракулы (с)
acantharia

Category:

высшее образование в древнем Китае

(по мотивам доклада, сделанного для сдачи педагогики)

Высшее образование в Китае обладает высочайшим престижем, что обусловлено культурной и философской традицией Китая, уходящей в глубокую, тысячелетнюю древность. Однако при всей древности традиции высшего образования в Китае самые старые из ныне действующих китайских вузов насчитывают немногим более ста лет от роду. Для того чтоб понять, как так получилось, сделаем небольшой экскурс в историю.

Китай является одним из первых обществ, в котором возникла многоуровневая система образования.
Считается, что как таковое образование возникает вместе с письменностью, и для Китая это значит около 5-6 тысяч лет назад. Первое документальное упоминание слова «школа» в китайских записях относится ко II тысячелетию до н.э. (ориентировочно начало 2ого тысячелетия до н.э., на глиняных табличках, используемых для гадания). А высшее учебное заведение «Да Сюэ» упоминается в «Книге стихов и песен» - древнейшем литературном памятнике Китая, датируемом XI-XII вв до н.э.(конец II тысячелетия до н.э.). До нашей эры, карл!
Следующие 500 лет (в период со II до средины I тыс-я до н.э.) складывается системное образование, состоящее из двух типов школ – столичных и провинциальных; а столичные, в свою очередь, делятся на начальную и высшую ступени. Предметами изучения в школах являются письменность, счет, этикет и боевое искусство (стрельба из лука и управление лошадью/колесницей). Получать образование могут только знатные люди, но по мере экономического развития общества постепенно выделяется ученое сословие («ши»), представители которого служат богатым людям и землевладельцам, помогая вести политические дела.

В 3 в. до н.э. происходит объединение Китая в единое государство, а в качестве государственной идеологии утверждается конфуцианство (в самом Китае называется «школа ученых» или «школа образованных людей») – философское учение, берущее начало от Кун Фу Цзы («учитель из рода Кун»).
В своей философии Конфуций придал высочайшее значение образованию. По его мысли, только образование позволяет создать нравственно развитого человека, и только из нравственно развитых людей, в свою очередь, можно создать благоденствующее общество, таким образом образование – это ключ ко всеобщему благополучию. Отсюда он сделал важные выводы: во-первых, образование должны получать все, независимо от сословия. Конфуций первым в истории Китая открыл частную школу, и первым стал учить простолюдинов. Во-вторых, образование становится обязательным условием для получения власти. «Те, кто работает разумом, должны управлять другими, а те, кто работает силой, должны управляться другими». Отсюда в Китае зарождается система государственной аттестации, и занимать гос.должности начинают только те, кто сдал гос.экзамены.
Первые 700 лет нашей эры в кКитае активно развивается единая государственность, а вместе с ней единая образовательная система, включающая начальную школу, высшее академическое образование и школы профессионального образования. Содержание академической вышки (той самой, по которой экзамены, и которая необходима для получения работы в гос.аппарате) – философия, литература и церемониал (ничего не напоминает?). Профессиональная школа преподает математику, технику, искусство и медицину.


лекторий Академии Сынов Государства, где император читал лекции будущим чиновникам

А потом… потом развитие образования в Китае остановилось, и в течение следующей тысячи лет (то есть вплоть до Нового Времени) находилось в глубокой стагнации (как, наверно, и вся страна). Достигнув определенной ступени развития, китайцы занялись воспроизведением однажды достигнутых результатов. Философская школа стала заучиванием и постижением смысла древних трактатов («мне не интересно, что вы думаете, мне интересно, как вы поняли то, что написано у Аристотеля» ц). То есть школа превратилась в вызубривание однажды созданного свода знаний, без его дальнейшего приращения. Система гос.экзаменов, при всей своей сложности и изощренности, требовала соответствия критериям, разработанным тысячу лет назад.

Кончилось это тем, что к XIX веку бывшие безнадежно отсталые варвары далеко обскакали по части прогресса бывшую самую образованную страну в мире. Китай оказался неспособен справляться с вызовами современности, и остро встала необходимость радикальной модернизации всего, включая образование. Очевидно, проблемы были настолько запущены, что современное высшее образование было создано в определенном смысле революционным путем на месте старой системы: император Гуансюй (1871-1908) в рамках «100 дней указов» (1898) приказал просто закрыть старые ВУЗы и создать новые.

__________
к чему я это? А к тому, что однажды взятые вершины еще не значат, что мы 9в широком смысле запад - от России до Омерики) всегда будем на них удерживаться.
Subscribe

  • (no subject)

    Стоило затронуть тему чудодейственной силы внешности, сразу же [of course!] сбежались личности, которые "всё-таки Цой брал не внешностью и эпатажем,…

  • (no subject)

    Еще немного интертрепации Толкина. Об отношениях Фродо и Сэма. Екатерина Михайловна Шульман, российский политолог и публицист: Видна разница…

  • (no subject)

    Еще когда я была увлечена Принцем Асгардским, я заметила, что наша (впрочем, и забугорская тоже) публика в конце фильма не помнит, что было в начале,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments