?

Log in

No account? Create an account
acantharia

November 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
acantharia

еще философическая болтовня

bigstonedragon "Мне понятно, как можно быть атеистом от гордости" - гордость тут не при чем. Мой атеизм проистекает из чисто прагматических соображений, а именно - "Бритва Оккама": "не плоди сущностей без надобности" :-) Пока что не встретилось ни одного вопроса, для разрешения которого потребовалось бы привлекать Бога.
Некоторые говорят, правда, что я не атеист, а агностик - ведь я не утверждаю, что Бога нет; вообще невозможно утверждать, что чего-то нет - ведь Вселенная бесконечна, и где-то там, в непознанных пока ещё местах может встретиться всё, что угодно, и нам придётся пересматривать свои взгляды на мир. Но пока что не встретилось.

acantharia: Всё-таки я должна высказаться радикальнее. Я считаю, что идея Бога не нужна вообще. Мне кажется, сама идея Бога является отчуждением от мира его свойства континуальности.
Еще Парменид сказал: бытие может быть – и есть – только одно. Либо бытие, либо небытие – иного не дано. Бытие одно, бытие едино. А идея Бога – это расчленение мира надвое. Это утверждение, что то, что есть у нас здесь и сейчас – это всего лишь кусочек, неполноценный, а настоящее бытие – оно где-то в другом месте, недоступное для нас здешних и сейчашних. Раскол на две плоскости, которые никогда не пересекаются и одну из которых _здесь_ мы наблюдать никогда не можем.
Когда-то давно, в детстве, я назвала то, что Парменид называл словом «бытие», словом «Вселенная» и поняла под ним то же самое – «всё, что есть». Всё, что есть, как одно целое. Вселенная обладает одновременно свойствами дискретности и континуальности. Обычно от этой мысли у всех рвет крыши. Меня, скорее всего, сразу попрекнут незнанием математики, незнанием физики… да, черт возьми, я их не знаю, я не вижу, в чем проблема в присутствии континуума, то есть бесконечностей, прямо здесь и сейчас, вот в этом самом мире, вот в этом самом небе над головой и веществе вокруг нас. Да, я знаю, физики ненавидят бесконечности в своих уравнениях и стремятся от них избавляться. Но я говорю, мир одновременно дискретен и континуален; это значит, что в нашем непосредственном окружении мы видим его раздробленность на субъединицы, но как бы далеко мы не уходили от своего местоположения, мы никогда не найдем его конца, и сколько бы мы ни искали между субъединицами, мы никогда не найдем между ними настоящих разрывов, все они связаны между собой в единое, в континуум.
Надо понять всю глубину значения понятия «континуум».
А одна только мысль о присутствии континуума в нашей повседневной реальности, в мире, в котором мы живет, вызывает тотальное неприятие. От него стараются избавиться. Верующие – отделяя его в иную плоскость, которую они называют «божественным»; наукообразные атеисты – редуцируя бытие в дискретное, конечное, счетное множество, которое они могли бы обсчитать уравнениями и осмыслить логически словами. Отсюда вылезают 27-мерные пространства в теории струн, в которых исчезают черные дыры и появляются на их месте просто такие свернутые особым образом загогулины. Это не решение и не истина, а пас перед бесконечностями и наше признание в собственной неспособности работать разумными методами с континуальностью. Как бы то ни было, идея струн, так же, как и идея Бога, является отчуждением от мира его свойства континуальности.
Мне интересны причины к этому отчуждению. По правде говоря, все причины, какие мне удалось найти, сводятся к человеческому фактору. У людей сложные отношения с действительностью. Во-первых, почему-то (надо отдельно разбираться, почему) дискретность мира доходит до сознания гораздо яснее и отчетливее континуальности. Во-вторых, в субъективно-эмоциональном восприятии людей континуальность связана с возвышенным, а дискретность – с низменным.
Люди видят мир кучей разрозненных отдельностей, ограниченной в пространстве и времени. Чтоб обнаружить протяженность, надо приложить усилия. Надо искать закономерности, закономерности закономерностей, уходить все дальше, дальше, обобщать, обобщать… Чтоб хотя бы смутно уловить глубинную связь мира, одной книжки не хватит; не хватит, наверно, и десятка книг; тут нужны десятки лет поиска и огромные массивы знаний, перелопаченных, умещенных в голове и соотнесенных друг с другом. Вот почему не все берутся за этот поиск и так всю жизнь и сохраняют виденье мира «скучной, пошлой» (как выразился однажды один товарищ в ответ на мои слова про небо над головой), обыденной горсткой отдельностей. Может быть даже очень большой горсткой, если они знают современные космологические представления; но все равно конечной, а значит маленькой относительно потенциальной беспредельности континуума.
И всё же я замечаю у всех нас врожденную потенцию к тому, чтоб искать закономерности в мире. А закономерности – это та самая единая внутренняя связность всего.
Любое живое существо имеет врожденную потенцию к тому, чтоб искать закономерности в мире. Я даже вижу источник происхождения этой потенции: те, кто умеет находить закономерности, лучше выживают. В выигрыше оказывались те, кто умел искать, а еще больше – те, кто получал положительное подкрепление в случае находки, ведь это, в свою очередь, заставляло искать активнее. Вот так и получились мы с нашим глубинным стремлением искать самые глубокие внутренние связи и с сильнейшими приходами, когда мы их находим.

*блин, здесь я потеряла свою мысль, потому что легла спать, а наутро, проснувшись, все забыла ))*

tirendyl: "Раскол на две плоскости, которые никогда не пересекаются и одну из которых _здесь_ мы наблюдать никогда не можем."

Я бы сказала, что эта идея совершенного непересечения свойственна не верующим, а деистам. Когда Божественное, или Абсолют - абсолютно за пределами всего, что нам доступно, абсолютно недостижимая и непостижимая Первопричина бытия, совершенный Разум, сотворивший законы, задавший цель и смысл этой целостности, - но всегда остающийся за её гранью. Поэтому деисты, в общем, не молятся: как возможно общение, если человек - всецело часть этого мира, а Тот, к Кому он желал бы обратиться - всецело за его гранью, и к тому же не вмешивается в сотворённое, как художник - в уже написанную картину... Гамлет может говорить с Офелией, но не с Шекспиром.
А в вере соединяется и та, и другая грань. Везде и всюду, неотделимо, так, что нет такого места, где не было бы Бога, нет вещи, что не держалась бы Им, что не пронизана Им. И вместе за пределами мира, выше всякой вещи и всякой мысли. Непостижимо далеко и всегда близко. Всемирное, соединяющее мир в целое, и неотмирное. Все слова - неточны, здесь - особенно "мысль изречённая есть ложь", и всё же попробую передать. Вот есть мир как целое, в единстве и осмысленной гармонии вещей и процессов, материального и духовного, далёкого и близкого, прошлого, настоящего и будущего, и всё занимает в нём своё место, всё связано друг с другом, всё подчинено определённым закономерностям. А сама целостность, само единство, сам смысл - какое место можно найти им в мире? Каким законам подчинены, в каких отношениях находятся с тем или иным объектом, с чем связаны? Какое время или пространство отвести? Можно ли сказать, что они развиваются или деградируют, или, наконец, поддерживают себя и поддерживаются чем-то другим, а если бы не поддерживались, то начали бы деградировать (поддержание и сохранение необходимо связаны с возможностью разрушения)? Целостность, единство - не связаны ни с чем, но сами связывают всё. Я говорю не об абстракции, не о понятии "целостность", а о реальности. Поскольку идеи, концепции, образы, гипотезы, представления тоже существуют, хотя иным образом, чем материальные объекты, это тоже часть единого мира, тоже подчиняется его законам, хотя и особого рода, тоже связано воедино... одна идея не может связывать между собой все идеи и все явления. То есть это не мысль, как и не вещь, и не закономерность, и не процесс - и вместе то, что в центре всех явлений, закон законов, смысл смыслов... главное в реальности нельзя ухватить, определить, а вместе с тем - вот оно, везде и всегда, только заметь (Предвижу вопрос: "А как возможно человеку обратиться к единству и смыслу мироздания и ждать от него ответа?" Просто это - тоже лишь одна грань восприятия, "все слова - неточны" в том числе поэтому...)

Comments