?

Log in

No account? Create an account
acantharia

December 2017

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
докладывает "Киров"

да будет подготовка к экзамену

Итак. До экзамена по философии остался месяц, и у меня имеется - нет, даже не 42, а 44 вопроса. Ни на один из которых я не знаю ответа. Хождение на лекции, семинары и проч. нисколько не помогло с обретением ответов на вопросы, скорее наоборот, только еще больше их отдалило.
Наша цель - за оставшиеся дни придумать хоть какие-нибудь ответы, иначе каюк. Решила, что надо применить ЖЖ с пользой и посочинять их тут. Будет для всех фан и лол, может, заодно и идеи интересные подбросят.


Список вопросов:

1. Предмет и основные проблемы современной философии науки.
2. Социокультурные предпосылки возникновения и основные этапы исторической эволюции науки. Интернализм и экстернализм.
3. Познавательные установки древнегреческой философии.
4. Учение о причинах, материи и форме в древнегреческой философии. Аристотель "Метафизика", кн.1,2,7
5. Знание и вера в западноевропейской средневековой культуре.
6. Мировоззренческая роль науки в европейской культуре Возрождения и Нового времени (Коперник, Бруно, Галилей, Ньютон).
7. Традиция эмпиризма в философии и науке Нового времени. Бэкон "Новый органон".
8. Рационализм новоевропейской науки и философии. Декарт "Рассуждение о методе".
9. Философские основания научной картины мира Лейбница.
10. Знание и наука в немецкой классической философии: диалектика теоретического и эмпирического знания в философии Канта. "Критика чистого разума" введение.
11. Диалектика как метод систематизации научных знаний в философии Гегеля. "Энциклопедия философских наук" введение.
12. Марксистская концепция научного познания. Маркс "Тезисы о Файербахе" или Энгельс "Диалектика природы".
13. Науки о природе и науки о духе.
14. Герцен о диалектике научного познания и задачах союза философии и естествознания.
15. Русский космизм: философский и естественнонаучный аспекты.Учение Вернадского о биосфере и ноосфере.
16. Проблемы философии и науки в классическом позитивизме и эмпириокритицизме.
17. Проблемы научного знания в неопозитивизме.
18. Критический рационализм Поппера.
19. Концепция смены научно-исследовательских парадигм Куна. "Структура научных революций".
20. Методология научно-исследовательских программ Лакатоса. "История науки и ее рациональные реконструкции".
21. Методологическая программа научного познания Фейерабенда. "Против методологического принудения".
22. Методология социологического познания Вебера. "Наука как призвание и профессия".
23. Понятие науки в эволюционной эпистемологии (Поппер, Лоренц). Поппер "Эволюционная эпистемология" или Лоренц "Агрессия".
24. Наука - система специализированных знаний.
25. Наука как социальный институт. Коммуникативные формы научной деятельности.
26. Развитие философских оснований науки. Динамика порождения нового знания.
27. Традиции и новации в развитии науки.
28. Научная рациональность и ее исторические типы.
29. Особенности развития науки в 20-21 веках. Сциентизм и антисциентизм.
30. Структура эмпирического знания: формы и методы.
31. Структура теоретического знания: формы и методы.
32. Проблема и гипотеза как формы научного знания.
33. Научная теория: пути ее формирования.
34. Проблема истины в научном познании. Критерии истины.
35. Принцип детерминизма и проблема причинности в науке.
36. Этические проблемы в науке. Проблема ответственности ученого в современной науке.
37. Проблема самоорганизации в природе и обществе.
38. Идея глобального эволюционизма в современной научной картине мира.
39. Человек как предмет естественнонаучного и социогуманитарного познания.
40. Наука и религия. Современное естествознание и "Научный креационизм".
41. Природа ценностей и роль ценностных ориентаций в познании.
42. Объяснение и понимание как познавательные цели.
43. Роль языковых средств в организации научного знания.
44. Методологическая роль антропного принципа в современной науке.


"- Айайайайайай, м-м-м-мелочи... это игра, всего лишь игра, милая!
- Вот это тоже. Развлекайся."

Итак, значит.
Вопрос 1.
Предмет и основные проблемы современной философии науки.

Основная проблема современной философии науки - в том, что ее нет. Чувак на лекции прям так и сказал: нет ее, и всё тут. Нету, потому что философия - это отдельная область знания, наука - отдельная. Философия науки - это все равно что биология физики или религия искусства.
Но вот тут в этом рассуждении мне что-то резко перестало нравиться. Ведь, допустим, биологию религии вполне можно придумать. Или физику искусства. Да и религия с искусством связаны, хоть это и разные вещи. Одно в другом вполне можно изыскать.
А вообще, рассуждение убогое, потому что для начала следует определить, что такое философия и что такое наука, затем определить, что такое "философия науки". А то так сходу "это есть", "этого нет", не разобравшись толком, что это за фигня, про которую вот так голословно утверждается, будто ее нет. У чувака на лекции это была основная проблема - он так и не определил, что же он понимает под философией и что - под наукой.
Давайте попробуем своими словами сформулировать, что такое философия и наука. Не хочу тупой зубрежкой заниматься.
Наука - это алгоритм получения эмпирических знаний.
Эмпирический - то есть опытный - то есть через ощущения.
Предметом научного познания, таким образом, является только то, что можно ощутить ощущалами. То, что нам через ощущения НЕ дано, не является предметом науки (поэтому-то и нет никакой оппозиции науки и веры, потому что верить можно во что угодно, даже и в то, чего _нет_ в ощущениях; в то время как область предметов науки конкретно ограничена тем, что _есть_ в ощущениях, и в отношении остального у науки просто нет ни своего мнения, ни ответов).
Алгоритм получается такой: сначала вы взаимодействуете с реальностью, наблюдаете явления, затем ищите в явлениях связи (упорядоченность), затем, если нашли, сообщаете другим, что вы нашли; другие могут провзаимодействовать с реальностью, понаблюдать явления и проверить, действительно ли у явлений есть такие связи, или нет. [тут надо бы еще про это порассуждать, но уже блин полтретьего ночи, и башка не варит. А часики тикают.]
Наука - это всегда копание в частностях. Почему? Наверно потому, что наши ощущения квантованы. С одной стороны, мы, конечно, взаимодействуем всегда сразу со всем бытием, но все же посредством множества _отдельных_ ощущений, да к тому же еще и постоянно фокусируя внимание на еще более ограниченном наборе явлений, которые считаем самыми важными для обдумывания.
А может, потому, что явления - частные; это отдельные аспекты бытия. Само бытие - это не явление, это "всё, что есть". "Всё, что есть" вовсе не обязательно исчерпывается тем, что явлено нам. Явлены нам лишь отдельные аспекты бытия. Это может быть бесконечно большая куча отдельных аспектов, но все же они отдельные. А потому, когда наука начинает искать связи между отдельными аспектами, она копается в отдельностях, в частностях.
А философия - это, наоборот, обобщение. Это такая форма познания, которая пытается смотреть на бытие как на единое целое. В каком-то смысле она противоположна науке: наука все дробит, а для этой, наоборот, чем всеобщнее, тем лучше.
Наука, конечно, тоже занимается обобщениями. Какая-нибудь закономерность связей между явлениями, найденная наукой, с одной стороны, остается частностью, во-первых, потому что выведена из частностей, во-вторых, потому что касается только отдельной категории явлений; но, с другой стороны, приобретает и элемент всеобщности, потому что считается действительной для всех явлений данной категории во всей Вселенной (то бишь бытии).
Но вот я и считаю, что как только наука начинает заниматься обобщениями, пусть даже такими, в нее закрадывается что-то от философии; и чем более глобальные обобщения пытается делать наука, тем больше превращается в философию. Когда какой-нибудь Стивен Хокинг начинает рассуждать про закольцованное время, там уже почти чистая философия, а от науки остается только то, что он старается в рассуждениях все же учитывать эмпирические данные и не делать таких мыслительных ходов, которые бы прямо противоречили эмпирике.
И наоборот, когда философия начинает решать какие-то частные задачи, она приобретает черты науки.
"Философия науки" - это уже скорее "наука о науке". От философии у нее то, что она делает обобщения о науке в целом как о явлении. От науки у нее то, что она занимается частным предметом и копается в его очень даже частных свойствах: что наука изучает, какие у нее методы, что она получает на выходе и т.д.т.п.

____
Так, ну, тут еще болтать и болтать, но мне пора спать.

Comments

Напоминает позитивистские концепции (очищения науки от метафизики и т.п.).

Изложение более заумно-философским языком: ПРОТОКОЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (про 3-й (логический) позитивизм).

Edited at 2016-04-26 08:06 am (UTC)
о___О Не, моя Гримлок таким йазыком овладеть не сумеет.
Я думаю,что предмет философия науки есть именно что общие закономерности и тенденции развития науки,как отрасли по производству научных знаний.
. Всё-таки философы науки именно что отвечали на вопрос как формируется научное знание О. Конт (курс позитивной философии -единственный источник познания опыт) Э. Мах ( "Познание и заблуждение" принцип экономии мышления -наука предвосхищает опыт)его критикой с материалистических позиций занимался В.И. Ленин (материализм и эмпириокритицизм) Р. Авенариус -выдвинул принцип критики опыта,который зависит от социокультурных, исторических условий; как изменяется научная парадигма (Т.С. Кун Структура научных революций ) где границы науки , критерии отграничения от других видов знания :мифологического , религиозного и т.п. ( К.Р. Поппер, Логика научного исследования, И. Лакатос Доказательства и опровержения: как доказываются теоремы; фальсификация и методология научно исследовательских программ, наука и псевдонаука), влияние языка на средства выражения, вообще связь между словами и фактами (Л. Витгенштейн Логико-философский трактат. Знаменитое "без (познающего) субъекта нет объекта")с идеями Л. Витгенштейна тесно связан Б. Рассел, П. Фейерабенд и принцип дозволенности всего, отсутствие критерия абсолютной истины, принцип умножения теорий (новые теории не наследуют старым ,а противоречат им), идея об отсутствии единого научного языка