?

Log in

No account? Create an account
acantharia

December 2017

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
acantharia

Полемика Снегова с Ефремовым ч.1

Оригинал взят у acantharia в Полемика Снегова с Ефремовым ч.1
ЛкБ — это скорее гигантский кроссовер, где цивилизация из фантазий на тему коммунистического будущего Земли сталкивается с цивилизацией из западных космоопер. Со злой цивилизацией из западных космоопер (vorona_n тут)

Подумалось вдруг: случайно ли, что Ефремов назвал свой роман "Туманность Андромеды", а Снегов - "Вторжение в Персей"? (bigstonedragon тут)

Тем более что и Снегов при более пристальном рассмотрении оказался хуже, чем я оценил его сначала. Дерзкое заглавие никак не оправдано – «Люди как боги» – жалкие истерики второй половины ХХ века. Это молодые, захваленные и не битые ученые современности. (И.А. Ефремов в письме А.Ф. Бритикову 31 августа 1966 г.)



Внимательно изучив «Туманность Андромеды», я окончательно убедилась в том, что трилогия «Люди как боги» является ответом роману Ефремова. Если «Туманность» - это первая масштабная попытка создать концепцию будущего человечества, то «Люди» - это полемика с данной концепцией, направленная на ее дальнейшую разработку.
Я нашла более 20 «перекличек» ЛКБ с «Туманностью». Переклички самого разного характера – «согласия» (перенос из «Туманности» в ЛКБ в неизменном виде), «возражения» (поднимается та же тема, что в «Туманности», но ответы даются другие), «поправки» (перенос из «Андромеды» с изменениями), «пасхалки» (сюжеты из «Андромеды» получают продолжение в ЛКБ), «шпильки» (из серии «дружеское подтрунивание»).

Сначала я хотела просто выложить переклички списком, потом поняла, что многие требуют комментариев. В результате получается крупное сочинение. Начну выкладывать частями, всё равно целиком всё не поместится.

Римская цифра в скобках после цитат из "Туманности" - номер главы, в которой находится фрагмент. В ЛКБ ссылки не проставляю, вы их и так все знаете :))

1.
"Туманность Андромеды": – Потом, когда найдут иные способы побеждать пространство, а не ломиться напрямик сквозь него, скажут про вас – вот герои, завоевавшие космос такими первобытными средствами! (I)
"Люди как боги": — <...> Знаешь, Эли, я иногда думаю о людях, которые улетали в космос до того, как был применен эффект Танева. Рабам жалких досветовых скоростей, им не хватало их маленькой жизни на возвращение, они знали это — и всё же стремились вперед.

2.
"Туманность Андромеды": Омикрон 2 Эридана <...> Голубая звезда в этой системе была белым карликом. <...> Тяготение, электромагнитные поля, процессы создания тяжелых химических элементов на этой звезде представляли колоссальный интерес и важность для непосредственного изучения их с возможно более близкого расстояния. Тем более что посылавшаяся в старину на Сириус десятая звездная экспедиция погибла, успев предупредить об опасности. Близкий сосед Солнца – двойная голубая звезда Сириус – также обладала белым карликом более низкой температуры и больших размеров, чем Омикрон 2 Эридана В с плотностью, в двадцать пять тысяч раз большей плотности воды. Достижение этой близкой звезды оказалось невозможным из-за громадных перекрещивающихся метеорных потоков, опоясывавших звезду и столь сильно рассеянных, что не было возможности точно определить распространение губительных обломков. (XII)
"Люди как боги": Звездолет «Менделеев», сконструированный для галактических экспедиций, самое совершенное человеческое творение того времени, отчалил от Земли в пятницу 13 августа 41 года новой эры, имея на борту четырнадцать инженеров и двух капитанов — Роберта Листа и Эдуарда Камагина, — всего шестнадцать человек. Съестных припасов и ракетного горючего, включая антивещество, было взято с расчетом пятидесяти лет путешествия. В первые месяцы рейса миновали Солнечную систему, углубились в межзвездные просторы — шли курсом на Сириус. Цель экспедиции состояла в исследовании этой двойной звезды, в частности меньшей, белого карлика с плотностью, в сорок тысяч раз превышающей плотность воды. Рейс должен был взять двадцать пять земных лет.
Вскоре после выхода за Солнечную систему, звездолет разогнали до световых величин. Лишь три тысячи километров в секунду отделяли их от светового барьера. Начали действовать околосветовые эффекты — увеличение массы звездолета, замедление бортового времени. А затем произошла катастрофа — удар шального метеорита и взрыв.

3.
"Туманность Андромеды": лекция Веды
"Люди как боги": лекция Веры

Целиком приводить лекции нет смысла, но суть в том, что устами дамочки читателю дается экскурс в историю и быт описываемого общества.

4.
"Туманность Андромеды": Тогда в век Переустройства были сделаны искусственные солнца, «подвешенные» над полярными областями. (II)
"Люди как боги": — А чего я не видал на Марсе? — буркнул я. — Мы монтировали седьмое искусственное солнце на Плутоне, слыхала о таком?

Снегов такой: Зачем искусственное солнце на Земле? Здесь и настоящее есть. Вот Плутон - да.

5.
"Туманность Андромеды": Мы сильно уменьшили ледяные шапки, образовавшиеся на полюсах Земли в четвертичную эпоху оледенения, и изменили климат всей планеты. Вода в океанах поднялась на семь метров, в атмосферной циркуляции резко сократились полярные фронты и ослабли кольца пассатных ветров, высушивавшие зоны пустынь на границе тропиков. Почти прекратились и ураганные ветры, вообще всякие бурные нарушения погоды. До шестидесятых параллелей дошли теплые степи, а луга и леса умеренного пояса пересекли семидесятую широту. (II)
"Люди как боги": …различие в климате разных широт смягчилось. Еще на моей памяти в Антарктике в иные зимы бушевали бесконтрольные снежные бури. Лет пятнадцать назад всерьез обсуждалось, не установить ли на Земле стационарный климат — вечное лето в тропиках, вечную весну на высоких широтах. Идею постоянной весны на шапках планеты и непрестанной жары в центральном поясе, однако, отвергли — и хорошо, что отвергли. Чувство жаждет перемен и противится однообразию. Нынешняя, расписанная по месяцам и неделям, смена тепла и холода, дождей и ясности, ветров и тишины мне по душе.

6.
"Туманность Андромеды": Оператор электроплавки взяла на себя роль распорядителя, усадив Дар Ветра и других любителей в фокусе полусферического экрана музыкального зала, напротив серебряной решетки звучателя. Она погасила свет, объяснив, что иначе будет трудно следить за цветовой частью симфонии, могущей исполняться лишь в специально оборудованном зале и здесь поневоле ограниченной внутренним пространством экрана.
"Люди как боги": — Симфонию Андре надо слушать в специальных помещениях. Его музыка не удовольствие, а тяжелая физическая работа.
— Мне нравятся лишь музыка и цвета, — заметил Ромеро. — Должен признаться, друзья, что ваши модные перегрузки, невесомости, давление, жару и прочее душа моя не приемлет.

7.
"Туманность Андромеды": Потрясенный Дар Ветер уловил в синих звуках стремление к усложняющимся ритмам и формам и подумал, что нельзя лучше было отразить первобытную борьбу жизни с энтропией… Ступени, плотики, фильтры, задерживающие каскады спадающей на низкие уровни энергии. «Так, так, так! Вот они, эти первые всплески сложнейшей организации материи!» (VII)
"Люди как боги": Его слово в защиту симфонии понравилось мне куда больше симфонии. <...>
— Моя музыка — не земная, но космическая, она раскрывает философскую схожесть всего живого.

8.
"Туманность Андромеды": Круглая летящая площадка вдруг резко накренилась.
Дар Ветер, как автомат, перехватил Веду за талию и кинулся к поднявшемуся краю платформы. Винтолет выровнялся на долю секунды только для того, чтобы плашмя рухнуть к подножию холма. Сработали амортизаторы, и обратный толчок швырнул Веду и Дар Ветра на склон холма, прямо в чащу жестких кустарников. После минутного молчания по степному безмолвию разнесся низкий грудной смех Веды. Дар Ветер представил себе собственную изумленную и поцарапанную физиономию и принялся вторить Веде в безотчетной радости, что она невредима и что авария обошлась благополучно. (IV)
"Люди как боги": — На Земле несчастья вроде того, что чуть не случилось с Павлом, давно немыслимы.

У Снегова и Ефремова диаметрально противоположные взгляды на технику безопасности. У Ефремова люди просто даже слов таких не знают. По Снегову, обеспечение безопасности человека - одна из главнейших задач цивилизации.

Comments

Да, есть полемика. Но по мне так у Ефремова и герои и сцены чрезвычайно неконкретны, напоминая образы с картин импрессионистов, а у Снегова -- очень явные.
Герои Ефремова в значительной мере деиндивидуализированы, и это - не от недостатка писательского таланта. Это сознательная позиция Ефремова.

Edited at 2016-03-13 04:15 pm (UTC)
а может, и от недостатка. Не так много читала у Ефремова, но явственнее всего запомнила повесть "Звездные острова", в которой тоже персонажей нет, сюжета нет (то есть есть, но тусклые), и вся повесть вообще подчинена и затеяна ради демонстрации одной наукообразной гипотезы
по мне так и у Снегова земные персонажи тоже на одно лицо, точнее, на один характер. И не только в ЛКБ, но и в "Хрононавигаторах", и в "После без верительных грамот", и в "Экспедиции в иномир" - вобщем, везде, где есть общество будущего. Он, конечно, прописывает им какие-то индивидуальные черты, но больше "от третьего лица" в описательной части, а не в репликах и поведении. Некоторые отличия могут быть, как, допустим, Ромеро не похож на Эли, однако разница не столь существенна, чтоб говорить о яркой индивидуальности. Скажем так: через них всех сквозит индивидуальность Снегова, которая делает их всех похожими.
Яркой собственной индивидуальностью обладают внеземные персонажи: прежде всего Бродяга, Эллон, Орлан и Граций. Может, еще Гиг и Фиола (надо перечитать, посмотреть это место).

А вообще, Ефремов и не ставил цель прописывать сюжет или персонажей. Его задачей было изобразить общество будущего. Любые сюжетные ходы делаются только для того, чтоб показать тот или иной аспект устройства общества. Снегов в этом плане показывает более высокий класс, так как и сюжет с персонажами прописывает более лихо, и картину будущего не умаляет (а даже скорее еще и развивает относительно ефремовской)
Однако при этом Ефремов уделяет большое внимание гомогенизированности общества будущего, стиранию граней между различными группами людей.Для него это принципиально важно.
Кстати. И у Ефремова, и у Снегова стирание национальных различий и перемешивание наций, но им в наименьшей степени затронуты японцы (девушка-ныряльщица у первого и Осима с его глюками (в КОВ) у второго).

Edited at 2016-03-16 06:41 am (UTC)
И всё же мне кажется,что, хотя момент "недостатка писательского умения", возможно, тоже присутствует, но тем не менее, деиндивидуализированность персонажей в романах - момент прежде всего принципиальный и сознательный. Ведь и у Снегова, и - особенно! - у Ефремова общество будущего - это общество вострожествовавшей раз и навсегда Справедливости, общество, где лозунг "Свобода, равенство, братство" реализован в буквальном смысле (правда, в обществе Ефремова со свободой дела обстоят "не очень как"). Хорошо ещё, что различия между мужчинами и женщинами не стёрты.
Спасибо!
Я уж и забыл о тех размышлениях.
Наверно, тем и хорош интернет - в голове мысль забылась, а в интернете - осталась! :-)
"ЛкБ — это скорее гигантский кроссовер, где цивилизация из фантазий на тему коммунистического будущего Земли сталкивается с цивилизацией из западных космоопер. Со злой цивилизацией из западных космоопер" -- ...и обнаруживается, что коммунизм не есть неизбежность для супер-цивилизаций. Что социальная эволюция общества есть производное от эволюции биологической. Мысль, чрезвычайно крамольная по советским меркам. Возможно, поэтому Снегов был столь труднодоступен в библиотеках.

3. "Туманность Андромеды": лекция Веды
"Люди как боги": лекция Веры

Вера / Веда -- тоже ведь перекличка!
угу; но других перекличек в именах не нашлось. Вера, однако, единственная соответсвует ефремовскиму типажу - "сушеная" моралистка и красотка, читает лекции об истории и политике :)
У Снегова и Ефремова диаметрально противоположные взгляды на технику безопасности. У Ефремова люди просто даже слов таких не знают. По Снегову, обеспечение безопасности человека - одна из главнейших задач цивилизации.

У Ефремова сугубо советский подход к проблеме "свобода vs безопасность". Полное пренебрежение техникой безопасности, зато тотальный контроль над политической составляющей (излучатели из "Обитаемого острова" Стругацкие ведь именно у Ефремова позаимствовали).
Любопытно, что у Стругацких к технике безопасности такой же "ефремовский" подход. И тайная служба (Комкон-2) у них лишь внешне страшновата, а на деле - совершенно бессильна.
Та степень проникновения в мозги человека, которую демонстрируют компьютеры у Снегова, поначалу пугает; но лишь потому, что,в отличие от модели Ефремова, она прописана более детально. На деле в мире Снегова у человека остаётся всё-таки гораздо больше свободы выбора, чем в мире Ефремова.
Человек как инструмент для добычи чего-то, что задает ему добывать общество. Ценность нулевая, потому что их какбэ много и все взаимозаменяемы. Получается тотальная никомуненужность человека - ни обществу (ведь если все функции человека может выполнять кто-то другой, то обществу всё равно, что он есть, что его нет), ни отдельно взятым людям (семейные и дружеские отношения искоренены, а любовные с легкостью рвутся, если это требуется для выполнения миссии). Интересно, Ефремов хоть понимал, ЧТО у него получилось?
Главное, что "свобода vs безопасность" при таком раскладе не получается: тут ни свободы, ни безопасности. В Снеговской схеме, наоборот, и свобода, и безопасность имеются.
И, кстати, имиенно Снегов коррелирует с реальностью! Мы в наш век имеем больше свободы, и защищены лучше, чем кто-либо когда-либо до нас, и - мы контролируемся так, как никто до нас! Чем сильнее контроль, тем лучше обеспечение индивидуальной свободы и безопасности. Парадокс? Какой-нибудь древний царь был абсолютным владыкой своих подданных, делал с ними все что вздумается, но его деспотия простиралась до дворцовых стен; а если где-нибудь в соседнем Шервудском лесу сидел какой-нибудь Робин Гуд и присваивал себе золото проезжавших мимо людей, максимум, что мог сделать царь, это порекомендовать подданным не ездить в Шервудский лес. Дама не могла проехаться от границы до границы царства без свиты из ста вооруженных до зубов рыцарей. Только когда контроль разросся всю территорию, когда появились возможности следить даже за Шервудским лесом и приструнивать тамошних Робин Гудов, только тогда появилась возможность составлять Декларацию Прав Человека и гарантировать жизнь и свободу любому человеку, где бы он ни находился. И чем капитальнее становится слежка, тем лучше гарантии; потому что, как показала реальность, тотальный контроль - это не когда один Большой Брат следит за всеми, а все, как лопухи, ничего не знают ничего не ведают; тотальный контроль - это _тотальный_ контроль, когда все следят за всеми, и любое художество любого человека, от шофера легковушки до царя сша, выкладываются в Сеть на всеобщее обозрение, и на виновника, посягнувшего на чью-то жизнь и свободу, сразу набрасывается разъяренное общественное мнение.
Вседозволенность древнего царя в отношении подданных была справедливой наградой за то, что он защищал жизни подданных (это ведь из древности идет принцип, что если кто-то кому-то спас жизнь, что жизнь считается принадлежащей спасителю? или это современное фентезюшное изобретение?). А сейчас, когда все следят за всеми, получается система с обратной связью, в которой даже "царь" становится объектом чьей-нибудь слежки, и если он начнет злоупотреблять по отношению к кому-то, то сразу же найдется следящее за ним противодействие, которое встанет на защиту обижаемого. Ящитаю, эти тенденции сейчас наметились, и в дальнейшем будут только усиливаться.
это ведь из древности идет принцип, что если кто-то кому-то спас жизнь, что жизнь считается принадлежащей спасителю? или это современное фентезюшное изобретение?

Судя по просмотренному недавно "Робинзону Крузо",в XVII веке принцип уже был :-)

И ещё

У Ефремова очень много перекличек с «Люди как боги» Уэллса.
А у Снегова такое же название как у Уэллса.

Edited at 2016-03-14 05:08 pm (UTC)