?

Log in

No account? Create an account
acantharia

December 2017

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
acantharia

"Дорога ярости" - Фуриоза

Эпический герой в чистом виде. Он вполне сгодился бы не только в современное эпическое произведение, но и в какое-нибудь античное или эддическое - великий воин, который имеет личную месть к царю, вынашивает план этой мести 20 лет и в конечном счете успешно реализует. Это как если бы в "Иллиаде" Парис и Гектор были одним лицом и закончили Троянскую войну, убив Менелая и присоединив Спарту к Троянскому царству. То есть нет, вернувшись из разрушенной Трои в Спарту и захватив там трон Менелая.

Фуриоза - архаичный герой, как и Джо.

Воинской крутоты у нее не отнять. В одиночку бросила вызов царю, и в конце фильма вернулась победителем. Про то, какой потрясающий взвод она собрала и умудрилась с этим взводом победить три армии, я уже писала. В рукопашной она тоже вызывает респект: однорукая женщина против двоих мужчин _почти_ побеждает, а Макса один на один и вовсе, почитай, побеждает (подвело только ВНЕЗАПНО оказавшееся сломанным ружье). И стрелок она тоже заслуженный, снайпер.

А вот что касается человеческой стороны...
Под человеческой стороной я буду понимать то, что человек человеку друг, товарищ и брат, а не волк.
В сеттинге "Макса" вообще крайне сложно быть человеком. Практически невозможно. Если не будешь убивать сам, найдутся полчища желающих убить тебя. Такова печальная реальность экстремальных условий. Так что не будем осуждать персонажей того мира за то, что они волки. И все же даже в тех экстремальных условиях встречаются проблески человечности. Фуриоза - отнюдь не главный ее образец.
Начнем с ее поединка с Максом. Она Макса убила. Как я уже сказала, Макс остался в живых только благодаря сломанному ружью, а не милости Фуриозы. А вот Макс Фуриозу пощадил. Хотя у него не было никаких оснований для этого. Даже, пожалуй, пристрелить было бы надежнее, после того, как она не проявила к нему пощады. 1:0 в пользу Макса.
Солдата Накса она, как метко заметили ее поклонницы, пристрелила бы "в первые же полсекунды, как увидела". Спасло заступничество Рыжей Няки, одной из немногих, кто в том мире имеет навык разговаривать с людьми, а не мочить на месте. 1:0 в пользу Няки.
Вывоз гарема из Цитадели... Вот это интересный вопрос: был ли вывоз гарема актом гуманизма, спасения страдающих? Ведь в Цитадели страдает отнюдь не только гарем. Можно было взять детей. Или рабочих. Или устроить покушение на Джо, поднять восстание, освободить всех. Сейчас мне возразят, что восстание устроить было невозможно - сознание людей слишком зактулхированно, и вообще в одиночку на вражеской территории добиться успеха практически невозможно. Соглашусь. Но в этом случае еще острее стоит вопрос: почему похищен именно гарем?
Варианты ответа: 1) потому что к Женам у нее амазонская солидарность. О нравах ее амазонского племени говорит сцена прибытия отряда в племя: амазонки в первую очередь обратили внимание на наличие мужчин среди новоприбывших, и сразу расценили их как угрозу по одному только половому признаку; а мы знаем, как обращаются с источником угрозы в мире "Макса". Для этих амазонок женщина - свой, мужчина - чужой. Жены могли больше других жителей колонии напоминать Фуриозе соплеменниц, поэтому именно их она выбрала, чтоб отвезти к себе на родину и ввести в племя. 2) Ей вообще пофиг на жителей Цитадели, и Жен она сперла не для того, чтоб спасти их, а для того, чтоб насолить Джо. Вообще-то, вся её афера - это месть за давнишнее похищение. Отомстить можно, либо сперев, либо уничтожив какое-нибудь сокровище. Она не стала уничтожать, и это первый (и последний?) проблеск гуманизма, действительно замеченный за нею. И все же я не почувствовала, чтоб благо Жен заботило ее больше, чем месть к Джо. Именно желание отомстить движет ею. Жены - самое дорогое сокровище Джо, наряду с артезианской скважиной; но скважину не похитить, а ломать ее нельзя, так как в этом случае пострадает не только Джо, но и народ, а Фуриоза отчетливо понимает, что хочет отомстить именно Джо, но не народу. А вот Жены - это как раз вещь, экспроприация которой причинит Джо максимальные страдания. 3) Идея похищения гарема вообще исходит не от Фуриозы, а от Ангарад. Об этом говорят и смотрительница гарема, и некоторые из жен. Возможно, если бы сама Ангарад не напросилась в пассажиры, Фуриоза свалила бы к себе домой одна. Проблем у нее было бы куда как меньше - уж три армии за ней бы точно не стали посылать. А раньше, как мы узнаем из рассказов, она уже пыталась бежать, и, очевидно, делала это без пассажиров.
Тут, однако, сразу оговорюсь, что мне, честно говоря, очень не понравилась легенда о том, что Фуриоза якобы много раз пыталась бежать, но никогда не на боевой фуре; и якобы всегда безуспешно, и теперь боевая фура - ее последний шанс. АЛЕ, СЦЕНАРИСТ! Какой дундук доверит ей боевую фуру, если она уже много раз пыталась бежать? Нет. Конечно, это ее первая попытка, замысел которой долго вынашивался и вот, наконец, дозрел. Если же Фуриоза пыталась бы еще и гарем похитить в предыдущие разы... Тогда бы она, как пить дать, не сидела за рулем боевой фуры, а лежала в могилке распотрошенная.
Возвращаясь к мотивам похищения, мне, как всегда, приятнее всего считать, что все возможные причины действуют вместе. Месть видится руководящей причиной; и все же некоторая солидарность к Женам и забота об их благополучии у Фуриозы есть. Поэтому она их нигде не бросает (ну, кроме совсем безнадежных случаев), от пуль защищает и упорно тащит к себе на родину, надеясь найти там для себя и для них вольную амазонскую жизнь.

И тем не менее, повторюсь, Фуриоза - воинственный персонаж древнего мира, как и Джо. Она мстительна, не чужда сексизма, предпочитает сначала убить, а потом говорить. Высокие либеральные идеи о том, что "нельзя владеть людьми, как вещами", не могут быть ее идеями. В античном мире тоже размышляли о свободе, но в своеобразном для нас-современных ключе: "Все равны, все свободны, у каждого по сто рабов". Мне кажется, вот это как раз ее случай. Будет ли она нести свободу-равенство-братство в Цитадель?
Ведь она не только относится к архаичному типажу героя, у нее в добавок к тому наложился еще жестокий разрыв шаблона, когда открылась правда об ее племени. Давайте постараемся представить всю глубину испытанного ею потрясения, ужаса и отчаяния. Двадцать лет она мечтала о Зеленой Стране как об идеале свободы и сытой жизни; идея возвращения туда служила ей причиной жить дальше. И вот теперь оказалось, что все это превратилось в ядовитую пустошь, а от племени осталось пять пожилых человек, перешагнувших репродуктивный возраст, а значит, обреченных на окончательное исчезновение. Для Фуриозы это не просто гибель родного племени. Это еще и осознание, что ненавистная Цитадель сделала то, чего не смогли вольные амазонки, - выжила. Образцово-показательная демонстрация, что свобода и выживание - в том мире вещи несовместимые.
Как пить дать, после такого краха она отныне и впредь будет думать прежде всего о том, как обеспечить выживание. Любые свои решения, любые реформы она будет взвешивать на весах выживания.
И ей не идет в голову реформировать Цитадель, превращать ее в подобие своего вольного племени. Узнав о гибели племени, она предпочитает продолжить путь через солончак, хотя на этом этапе необходимость возвращения становится очевидной. Почему? Наверно, потому, что ей представляется невозможным изменить жизнь в Цитадели. В ее сознании воля по-прежнему ассоциирована с племенем, а Цитадель по-прежнему ассоциирована с деспотией. Возвращение туда означает возвращение к _той_ жизни, а не "о, Макс, ты прав, щасс мы приедем и всех, вот вссссех освободим!".

Она возвращается в Цитадель победителем, и никто не знает, что произошло в пустоши. Она привозит назад Джо, хоть и мертвого, и похищенных жен, за которыми Джо отправился, - квесты пройдены, в глазах народа все нормально. Это вдобавок к уже имеющейся репутации самого свирепого Воеводы. Разумеется, ее встречают на "ура".
По случаю смены царя - праздник, раздача воды. И здесь мы видим истинный статус жен Джо: ведь в его отсутствие раздачей воды ведают именно они. Но что дальше? Я бьюсь об заклад: Ничего. Не. Изменится. Фуриоза достаточно железна для этого: она не подчинится каким-нибудь сиюминутным сантиментам, из подсознания науськивающим вотпрямщасс устроить свободу для всех.
Максимум перестанут людей к потолку в клетках подвешивать и пояса на жен одевать (что при этом на мужей будут одевать - хрен этих амазонок знает), а сама Фуриоза будет придерживаться большей аскезы, чем Джо. Ибо сейчас хозяйство налажено. Все при деле. Вода чистая течет. Овощи растут. Культура, праздники, народные гулянья в наличии. Если Фуриоза и будет что-то реформировать, то медленно и крайне осторожно, если только она не безумная идиотка, которая единолично решит за всех своих людей, что лучше быстро умереть свободными, чем жить в деспотии.

Comments

>> Тут, однако, сразу оговорюсь, что мне, честно говоря, очень не понравилась легенда о том, что Фуриоза якобы много раз пыталась бежать, но никогда не на боевой фуре; и якобы всегда безуспешно, и теперь боевая фура - ее последний шанс. АЛЕ, СЦЕНАРИСТ! Какой дундук доверит ей боевую фуру, если она уже много раз пыталась бежать?

Зная её характер… было бы странно, если бы она не пыталась сбежать. Можно предположить, что упомянутые попытки относились к её юности. Затем она понимает, что так просто не убежишь, и тратит на подготовку следующего побега дцать лет. Каким-то образом получает доверие и фуру. Может, ещё жёны помогли, слово замолвили, кто знает, когда Фуриоза сговорилась с Ангарад? Что-то Джо, когда узнаёт, что фура развернулась в сторону Зелёных земель, идёт к жёнам, и тут-то ему сообщают, что гарем тю-тю.